Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тропами родного края

Личный автомобиль - беда личному здоровью. Из детской коляски наш современник прямиком садится за руль авто. Надо, чтобы люди учились ходить, и начинать с малого - с малой родины. Правильная ходьба даёт заряд бодрости, массу впечатлений. Уместно вспомнить «старосту» страны Советов - «дедушку» Калинина, который говорил, что любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам рождается подлинный патриотизм советского человека. И не только «советского», а вообще - человека.
Предлагаемые туристские маршруты по родному краю рассчитаны на один-два дня. В пути необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности и санитарные нормы.


 

1.На гору Раструс

Прекрасным местом отдыха в черте нашего города является гора Раструс и скалы Семь братьев. Путь к ним следует начать от Байновского моста, связывающего Синарский и Красногорский районы Каменска-Уральского. В старину, через деревню Байнову, шла дорога от Каменского казённого железоделательного завода в приписанные к заводу крестьянские селения на реках Исток, Багаряк, Синара. У Байновского моста стояла водяная мельница священника Иоанна Стефановского (позднее - паровая мельница Соснина), а ниже моста - мельница купца третьей гильдии Михайла Юрлова. Исчезли следы мельниц, от деревни Байновой осталось половина, разрушена каменная часовенка. Ниже деревни Байновой, на Исети добывали медную руду - халькопирит, в 1927 году шахту затопили. В километре от Байновского моста слияние Каменки с Исетью. В стрелке рек скала Сторож, за скалой - отвалы бывшего Разгуляевского железного рудника.

Reka Iset pered Bajnovskim mostom
От Сторожа, через Исеть, в деревню Токарёву, были переброшены деревянные мостки. От деревни почти ничего не осталось, но, как и тысячи лет назад, невозмутимо царит над округой лобастенькая скала под названием Токарёвский Камень. Ниже по Исети известняковых скал нет, небольшие выходы осадочной породы встречаются, чем дальше, тем реже. Известняковый массив устья реки Каменки имеет признаки неустанной работы грунтовых и карстовых вод: кроме небольших пещер и провальных воронок, из-под скалы, ещё недавно, вырывалась подземная речка. Где-то здесь, при слиянии Каменки с Исетью, с 1682 года могло находиться «Железенское поселье» Далматова Успенского монастыря - предтеча будущего города Каменска-Уральского. Ниже устья Каменки, на левом берегу Исети, в 1848-1861 годах действовала фаянсовая фабрика. Её владелец Ушков был прежде крепостным Демидовых. На фабрике вырабатывалась чайная и столовая посуда - огромные блюда до сорока пяти сантиметров в диаметре. Глина добывалась на другом берегу реки в горе. От деревни Токарёвой рукой подать до Мартюша - посёлка с необычной судьбой. Ближе к зиме 1931 года новая власть-озорница, под дулом нагана, приказала ссыльным «врагам народа» размещаться в чистом поле. Человек может многое, особенно без принуждения. Спецпоселенцы не обиделись на власть, они её простили, наперекор невзгодам, ударно работали на железных рудниках, вместо своих земляных нор построили посёлок городского типа. По мосту можно перейти на левый берег Исети, посмотреть руины, построенного до революции, одновременно-салотопенного, свечного, мыловаренного завода Выходцева.
С окраины Мартюша видны строения Старого Каменска, гора Горелка, в срединной части которой темнеют отверстия «Трёх пещер». Имеются сказания, рождённые в советский период, что Три пещеры соединяются с пещерой Смолинской, что под землёй шёл ход к Каменской женской общине - Спасо-Преображенскому монастырю, что, у Трёх пещер, в Чирьем логу, останавливался отряд пугачёвцев.
Дали название логу - Чиров, в честь придуманного разбойника Чиры. А «чирьи» - это сырые кочки в логу. По правому борту лога, из сосняка, выглядывают корпуса лечебно-оздоровительного комплекса «У Трёх пещер». Рядом, над Исетью, нависла громада Филинячьей горы с труднодоступными пещерами.

Kamen Filinjachij

Выше по реке природа поражает своим необычным творением - Каменными Воротами. Можно без устали любоваться геоморфологическим памятником. В восемнадцатом веке через деревню Бродовскую, проложили путь в Багарякскую слободу к нерусским деревням - татарским, башкирским, мещеряцким. До постройки Волковской плотины реку Исеть, во многих местах, переходили вброд. С 1939 года у деревни Брод появилась паромная переправа.

Kamennye vorota na reke Iset
На левом берегу Исети следует посмотреть замурованный вход шахты, уникальные обнажения пород угленосной толщи, фигуры выдувания песчаника, похожие на сотовые ячейки. На большой поляне стояла кожевенная фабрика Шамарина. Недалёко скалистая гора Раструс. Местонахождение раструсной мельницы никто не упомнит. От деревни Брод путь лежит вверх по Исети, через берёзовый лес с примесью сосны. Противоположный берег не просматривается. Невдалеке от дачных домиков, в лощине, находится археологический памятник - жертвенное место эпохи поздней бронзы.

Derevnja Brod na reke Iset

На другой стороне реки гора Раструс, длинная терраса, на которой в период раннего железного века жили люди иткульской культуры. Татищев и де-Геннин, побывавшие на Каменском Заводе, более всего интересовались выпуском чугуна. Академики восемнадцатого века, посетившие наш край - Лепёхин, Паллас, Фальк в области древней истории также не отличились. Окрестности Каменского Завода в 1914 году смотрел известный уральский археолог Толмачёв, ничего не высмотрел. Честь открытия археологического памятника - стоянки древних людей принадлежит ученикам средней школы №4 братьям Ворониным. В 1948 году, юные следопыты, у горы Раструс, в том месте, где коров гоняли на водопой, нашли черепки древней посуды и каменную зернотёрку. Свердловские археологи раскапывали стоянку в 1948 и в 1961 годах. Стало известно, что в нашем крае, более двух тысяч лет назад, задолго до появления тюркских народов - башкир, татар, жили древние финно-угры - предки современных хантов и манси. Население занималось скотоводством и земледелием.

Skaly Sem bratyev
В скалах Семь братьев имеется несколько небольших пещер. Здесь же, можно встретить много лекарственных растений. На правом берегу ровная, безлесная поляна, хорошее место для отдыха. Возле поляны к реке подходит глубокий лог. В верховье лога в старину был так называемый Логовской рудник, где велась разработка железной руды. Весной по дну лога бежит стремительный ручей, который порой вымывает из берегов кости давно вымерших животных - мамонта, бизона, носорога. Возле устья лога, под скалой, бьёт холодный родник. Выше по реке, до революции, стояла Карабатовская мельница, в советское время был подвесной мост в деревню Ключики. В настоящее время берега реки связывает железобетонный мост, по которому вывозят щебень из действующего известнякового карьера. Осмотрев карьер, в город можно вернуться автобусом из деревни Брод.



2.К речке Камышенке

Любимым местом отдыха каменскуральцев считается живописная речка Камышенка. Её длина километров тридцать. Начинается она из болот и родников, течёт по открытой, безлесной местности и только перед впадением в Исеть приобретает горный характер: берега становятся высокими, скалистыми, закрытыми густым сосновым лесом. Ширина речки метров десять, русло каменистое, глубина до полуметра.

Kamishenka

Весной Камышенка разливается, представляет собой бурный поток. В верховье речки была старинная деревня Банникова, но от неё остались только ямы. Большинство населённых пунктов нашего края возникло в конце семнадцатого- начале восемнадцатого века. Пришельцы из Московского царства срубили избы в малопригодном для земледелия «верхотурье». Вскоре переселенческая волна хлынула к югу, на хлебородные чернозёмы Южного Зауралья, на Исеть, Синару, Миасс. Село Хромцовское основано великороссами. Крестьяне находили черепки посуды легендарной чуди, оружие, а в версте, к западу от села, маячили два холма под названием Могильцы.
Между деревнями Черемховой и Соколовой (Лукина) река Камышенка перегорожена плотиной, на пруду можно увидеть белых лебедей. По левую сторону пруда едва заметны развалины деревни Хохлы. Издали видна действующая церковь села Кисловского.

Kislovskoe Charch

Село разрасталось, поглотило деревеньку Одину, на своей южной окраине приняло деревню Кунгурскую. Ещё до революции, в Кунгурской построили добротную, из красного кирпича, под железной крышей, школу. В этой школе учительствовал политический ссыльный Пётр Коротков, который изобрёл в 1887 году школьную парту. До этого события учащиеся в России сидели за письменными столами. В советское время, в кунгурской школе был детский дом, в годы войны здесь жили дети блокадного Ленинграда. Рядом с Кунгурской, в 1932 голу прошла железная дорога из Свердловска до посёлка Каменский Завод (станция Синарская). Деревенская улица продолжалась и за железной дорогой, вдоль правого берега Камышенки. Кунгурской давно нет, на её месте поля, засеваемые овсом и кормовыми травами. Чуть ниже бывшей деревни в реку Камышенку справа впадает, трёхметровой ширины, ручей Мочежина. В глубоком ручье резвятся гольяны - любители чистой воды. Через деревню Часову (ударение на букву «о») пролегла оживлённая автомагистраль Курган-Екатеринбург. В петровское время здесь проходил почтовый тракт из Шадринска в Уктус. По обоим берегам Камышенки, на перепутье, расположилось село Покровское. Деревня Малое Белоносово лежит на земле бывшего башкирского аула Ельтюки.

MaloeBelonosova

В 9-ом веке в уральских землях, из Приаралья, появились башкиры, правильнее - башкурты. Так их называли по головному убору- малахаю, сшитому из волчьей шкуры (голова-«баш», волк-«курт»). С приходом русских переселенцев, кочевники не захотели с ними делиться землёй, но потом стороны помирились. Было и другое название у деревни Малой Белоносовой - Щелконогова.
На левом берегу возвышается известняковая скала Большой Камень. В семидесятых годах учащиеся покровской средней школы нашли на вершине скалы черепки древней посуды, костяные наконечники стрел. На Большом Камне было городище раннего железного века с валом и рвом. На Камне начали добывать известняк и древнее поселение уничтожили. В нижней части скалы имелась пещера длиною до тридцати метров, но вход в пещеру закрыла каменная осыпь. С Большого Камня просматриваются очертания бывшей деревни Малое Смолино, которая основана выходцами из села Смолинского. Ниже брода, на крутом повороте реки, стояла деревенька Попова (Марчата). Здесь священник покровской церкви имел землю и дом. Берега Камышенки в этом месте содержат не только кости древних животных, но и россыпи золота и платины.

Kamishenka2

Дальше, до реки Исети, селений не было. По левому берегу, до устья Камышенки, тянутся выходы извержённой породы - сиенита. Берега реки в сплошном сосняке. Более удобны для отдыха поляны левого берега реки, особенно у камня Копёшка - скалы, напоминающей копну сена.
При впадении в Исеть, устье Камышенки венчает скала Кукушкин Камень, здесь же, в ложку, протекает ключик.

Kamen Kukushkin

Поход на Камышенку можно начать от западной окраины нашего города - посёлка Степного и деревни Большая Кодинка. Посёлки Степной и соседний посёлок Первомайский появились перед войной, в связи со строительством завода по обработке цветных металлов. Большая Кодинка, названная по имени основателя деревни - Кодима, занимает высокий левый берег реки Исети. Здесь, в пятидесятые годы, во время земляных работ, находили бронзовые наконечники стрел. Из-под горы, с большой глубины, выходит радоновый ключ с температурой воды плюс семнадцать градусов. Местные женщины полощут в тёплой воде бельё. Пройдя деревню Малую Кодинку и миновав недавно выстроенный автомобильный мост через Исеть, тропа спустится к Большому ручью. В этом месте реку пересекают две высоковольтные линии. На правом берегу длинная поляна, на которой проводились традиционные слёты каменских туристов.

Kamishenka-Iset
Места здесь чудесные: берега Исети высокие и скалистые, мощный сосновый лес, тенистые лога с ручьями. Село Щербаковское основали отставные солдаты петровской армии, а раньше, в этих местах, на лугах, паслись сотни лошадей башкирского бая Щербака, лицо у него было щербатым, обезображено оспой. Николаевская церковь, закрытая при советах, стоит сиротливо, без креста, без крыши. Оба берега Исети соединяет висячий мост, выше моста стояла мельница, Правый берег ископан золотоискателями. Километра через полтора, лесная дорожка выведет к устью Камышенки.

 


 

3.В Смолинскую пещеру

Популярным и часто посещаемым местом туристов области и нашего города является Смолинская пещера. На Урале пещер сотни, но о пещере на реке Исети у села Смолинского знают миллионы читателей нашей страны и за рубежом. Известность пещера получила благодаря книге уральского писателя Олега Фокича Корякова «Приключения Лёньки и его друзей», написанной в 1949 году. В повести название пещеры изменено на Джакарскую, но описание местности, порога на реке Исети, пещерного лога, подземных коридоров и гротов дано точное. Первое описание Смолинской пещеры опубликовал в Записках Уральского Общества Любителей Естествознания в 1890 году каменский краевед Василий Григорьевич Олесов. План и разрез пещеры сделан свердловской группой спелеологов в 1962 году. Пещера появилась более миллиона лет назад в мергелях - глинистых известняках в результате карстовых процессов. Воронки, провалы, говорят о наличии карста на значительной территории - от Смолинской пещеры до деревни Смолинские Ключики. Рассказывают, что ещё до войны, у Ключиков, под землю ушёл трактор вместе с трактористом. Вблизи от Смолинской пещеры находятся пещера Лисья и Бездонная яма. Здесь раздолье для спелеологов.
Маршрут можно начать от деревни Бекленищево, куда из города ходит автобус. На правом берегу Исети небольшой посёлок Горный. Местное население работало на картонной фабрике «Свободный труд». Фабрика построена в начале прошлого века. Предприятие закрыто лет двадцать назад, фабричные корпуса разрушены, оборудование исчезло. Нет и висячего моста через Исеть. В этом месте река с рёвом прорывается через излившуюся с большой глубины вулканическую лаву. Русло реки стиснуто отвесными скалами, завалено огромными валунами.
Длина порога Ревун не менее четырёх километров, первые камни порога появляются перед деревней Перебор. Особенно опасен Ревун в малую воду: между камней нет прохода, а бешеное течение толкает лодку вперёд. Ниже порога имеются остатки древних наскальных изображений, а на площадке левого берега найден мегалитический памятник - каменная спираль. У воды различима насыпь мельницы Орлова. Перейдя по мосту на правый берег Исети, нужно обогнуть территорию картонной фабрики и вдоль опушки леса, мимо Колдиной горы, через полтора километра, выйти к скалистому логу, который подходит к реке Исети ниже порога Ревун. Вход в Смолинскую пещеру в 230 метрах от реки, на высоте 15 метров правого склона лога. Для осмотра пещеры нужно приготовить фонари, свечи. Пригодится комплект запасной одежды, так как в пещере очень сыро. Описание пещеры встречается в туристской и краеведческой литературе. Пещера Смолинская - памятник природы, поэтому необходимо охранять и беречь её.
Вернуться в Каменск-Уральский можно берегом Исети. Лог подходит к Исети, и, от этого места, к селу Смолинскому, тянется «прогулочная» дорожка. Справа по ходу, в вершине короткого ложка, находилось святилище древних угров. Через полтора километра, сквозь просветы в деревьях, проглянет Ильинская церковь. Смолинское названо так из-за сосновых смолистых лесов, окруживших село. Вблизи одиночной скалы Камень до революции находилась мельница. Другая мельница стояла чуть ниже села. Левобережная часть селения называлась Смолинскими горками, Заречьем, здесь, у ключа, стояла часовня. Через реку переходили по деревянному мостику. С правого берега, от церкви, устраивался крестный ход к Смолинской пещере. В наше время левый берег оголён, распахан, ключ пересох, от часовни нет следа, церковь, знаменитая своими фресками, в жалком состоянии, но кресты на месте. В годы нападок на религию, попытки безбожников сорвать кресты успеха не имели. Рядом с церковью находилось кладбище, на каменных плитах, лет сорок назад, можно было разобрать надписи. Сейчас признаки погоста исчезли. От церкви, спустившись к реке, надо пройти через низину к обрывистому склону Исети.

Smolinskoe
С высокого берега село Смолинское, как на ладони. Через сосновый лес дорожка идёт под уклон, выводит к деревне Смолинские Ключики, растянувшейся одной улицей вдоль безымянного ручья. Старожилов в Ключиках с каждым годом меньше, больше появляется дачных домиков горожан. У северо-западной окраины деревни группа курганов древних кочевников. Около трёх километров остаётся пройти лесной дорогой до села Щербаковского. Перед селом, на правом берегу Исети, велись разработки золота. Перейдя по подвесному мосту на левый берег, тропа, проложенная над Исетью, через четыре километра приведёт на окраину города, к деревне Большая Кодинка.

 


 

4.К древним поселениям

В 1955 году Каменск-Уральский городской краеведческий музей организовал и финансировал археологическую разведку в пределах Каменского и соседнего Катайского района Курганской области, с целью выявления памятников старины. Найденная стоянка древних людей у горы Раструс обещала новые открытия. Поиск возглавил двадцатипятилетний археолог, выпускник истфака Уральского госуниверситета имени А.М .Горького, Владимир Стоколос.
Группа в составе В.С. Стоколоса, И.Д. Козловой, Р.М. Миндубаева, погрузив в старую полуторку всё необходимое, отправилась в путь. Маршрут начался от Волковской плотины. До тридцатых годов река Исеть текла мимо красивых горок. Бетонная плотина у бывшей деревни Потеряевой пережала реку, высоко подняла уровень воды в образовавшемся пруду. Вода требовалась для построенных перед войной промышленных предприятий Каменска. До появления села Волковского, неподалёку от будущей плотины, на Исети стояло три деревни. Первая Красногорска связана с Далматовским монастырём. Работные люди монастыря, занимались огородничеством. Потомки монастырских работников деревню переименовали в Монастырку.

Monastyrka

Вторая Красногорска ушла под воду вышеупомянутого пруда. Третья Красногорска в советское время застроена гаражами. До деревни Лужки, которая первоначально называлась деревней Луговой, осмотр левого берега ничего не дал. За Лужками, на протяжении километра, на первой надпойменной террасе, на пашне, стали попадаться черепки древней посуды. За Исааковым ключом скопление керамики указывало на наличие древнего поселения. Так, В. Стоколос обнаружил селище межовской культуры. Площадь поселения не менее трёх тысяч квадратных метров. Позднее, было раскопано жилище наземного типа, длиной шестнадцать метров и шириной около десяти метров. Жилище внутри было разделено перегородками, имелись очаги. Под одной крышей проживал коллектив родственников. Обитатели поселения занимались пастушеским скотоводством. Речная пойма, с большим запасом корма, позволяла держать крупный рогатый скот, свиней. Рыболовство и охота являлись подспорьем в хозяйстве древних угров. Найдено большое количество керамики, поделки из глины и кости. Селище Лужки датируется переходным временем от эпохи поздней бронзы к раннему железному веку, то есть, 7-6 вв. до н.э. Древний памятник ежегодно подвергался распашке, в 70-ые годы через селище прошёл трубопровод, окончательно загубивший поселение. По правому берегу Исети, выше деревни Черноскутовой, отрядом Стоколоса была открыта стоянка древнего человека. Здесь же, в реку Исеть, впадает речка Грязнуха, названная из-за грязных, топких берегов. В истоках речки стоит село Большая Грязнуха, а в устье - деревня Малая Грязнуха (в настоящее время Новоисетское). Ещё до революции, учителем колчеданской школы И.Я. Стяжкиным - создателем каменского краеведческого музея, на речке Грязнухе найдены кость ископаемого оленя и черепки древней посуды.
Кроме Грязнухи, не осмотренным оказался и участок реки Исети от Черноскутовой до деревни Водолазовой, поскольку берега Исети густо заселены: слева тянутся посёлок Колчедан, деревни Гора и Камышевка, справа - Соколова, Бурнина, Одина. За Водолазовой, у деревни Ворониной, нашли ещё одну стоянку древних людей. Перед впадением реки Синары в Исеть, у села Ипатовского, левый берег Исети зовётся Белой горой. На высоком берегу, в укреплённом поселении, две тысячи лет назад, жили древние угры. Вал и ров городища, со временем оплыли, почти не различимы.

Sinara-Iset
С Исети археологическая разведка перебралась на реку Синару. Следы стоянок древних людей были обнаружены у бывшей деревни Ярки и деревни Марай. В одном километре ниже села Зыряновского, коренной берег Синары уходит в сторону от реки, покрыт берёзовым лесом. Здесь В. Стоколос нашёл городище раннего железного века. Курган сарматского времени оказался последним памятником древности на пути поиска.
Найденные памятники взяты под государственную охрану, в дальнейшем подлежат правильным раскопкам. Для общего ознакомления с археологическим памятником, можно рекомендовать посещение селища Лужки. От Волковской плотины до селища пять километров. Идти следует вдоль левого берега Исети, низом, по тропке. Вначале попадутся вырубки, брошенные садовые участки, а дальше природа в своей естественной красе. Перед Лужками тропу пересекает ручей. Надпойменная терраса под пашней, и, шагая вдоль края поля, можно найти черепки древней посуды. Левый берег реки на протяжении двух километров, по всей видимости, в древности был обитаем. На месте деревни Лужки стоят дачные домики. Деревенский скот выщипывал траву, ныне тропки и дорожки заросли бурьяном. За Лужками надо продолжить путь вдоль пахоты. Метров за триста до селища, к Исети подходит глубокий лог. По дну лога струится Исааков ключ. Ручей носит имя игумена Далматовского монастыря. В семнадцатом веке, по ручью, проходила граница владений монастыря. От места впадения ключа в Исеть, тропка выведет к небольшому кирпичному строению, рядом с которым селище Лужки.

 


 

5.На слиянии двух рек

Хорошим местом для отдыха считается район слияния реки Багаряк с рекой Синарой. Одна река начинается из озера Багаряк, истоком другой реки служит озеро Синара. При устье реки Багаряк, на бугре, стоит деревня Чайкина. Деревню основал во времена Петра Первого пришлый казак, деревня звалась Казаковой. У казака был приятель Чайка. Казак детей не нажил, а Чайка потомство оставил, и деревню назвали Чайкиной.

Bagaryak-Sinara2
На берегах Багаряка легендарная чудь добывала медь. Память о себе «чудь» оставила в виде рисунков, нанесённых красной охрой на одной из скал Синары. К сожалению, скала с рисунками полвека назад уничтожена взрывными работами. Возле деревни Чайкиной залежи минералов, особенно много железной руды, из-под земли выбиваются железистые источники, один ручей так и зовётся- Ржавец. С восемнадцатого века железо добывали повсеместно, добыча руды продолжалась и в советское время. Есть по берегам Багаряка и залежи марганца. В 1935 году появился посёлок Новый Быт, началась разработка известняка.

Bagaryak-Sinara
Район слияния двух рек украшают не только разноцветные выходы извержённых и осадочных пород, гора Шаньга, Камень Далматов, но и зелёные берёзовые рощи, а вода деревенских колодцев и лесных родников словно посеребрённая, удивительного вкуса. Жарким днём удовольствие искупаться в чистых водах Багаряка, ребятне наловить в банку мелких рыбёшек. Перейдя реку у Далматова Камня, пройти к устью Багаряка, полюбоваться окрестностями.

Dalmatov Kamen
От места слияния рек будет интересен радиальный километровый выход по Синаре. Сначала, на правом берегу, покажутся ряды сосен. У края лесопосадок развалины спецпоселения Шайтанка. Здесь в 30-40-ые годы трудились «враги народа». На другом берегу, у опушки леса, среди пашни, возвышается большой холм. На вершине холма видны следы древнего городища - ямы от жилищ, ров. Дорога уходит в сторону от реки, идёт по открытой местности, но вскоре спускается в живописную долину Синары. Местность напоминает рассказы Джека Лондона о золотых приисках Клондайка. На длинной, широкой луговине, ближе к реке, виден, сложенный из дикого камня фундамент разрушенного дома. Бурлящая река скачет через валуны, бьёт в скалы правого берега. В реку упирается насыпь - остатки мельничной плотины. В ближайшем лесу ямы рудокопов. На карте восемнадцатого века, в этом месте, показаны мост через Синару, водяная мельница, на левом берегу железный рудник под названием «Старый», а на правом берегу - рудник «Шайтанский». С давних пор, урочище близ железных копей носит название «Карнаевская мельница». Выше по реке, за большой излучиной Синары, близ устья ручья Яукурган, находится Махади-таш - Камень святого Махади, почитаемым тюрками.

Mahadi-tash

Невзрачная известняковая скала с отпечатком моллюска вдохновила аборигенов на создание рассказа о благих делах Махади. На берегах Синары окопы, в Гражданскую войну здесь пролилась кровь. Кратчайший путь к этим местам от остановки «платформа 35 километр» железной дороги Каменск-Уральский- Челябинск. От Карнаевской мельницы, проще всего следует идти по лесной дороге до памятника погибшим красноармейцам, установленного у шоссе Усть-Багаряк - Усманова. От памятника свернуть в направлении реки Синары. Дорога проходит по лугам, среди зелени рощ. Святой камень на невысоком, безлесном берегу Синары. Поход на Махади-таш можно выделить в отдельный маршрут или планировать с возвратом к слиянию Багаряка с Синарой.
Добраться до Чайкиной можно двумя путями: от путевого пункта «31 километр» железной дороги Каменск-Уральский-Челябинск, идти 1,5 км или доехать на пригородном автобусе до посёлка Синарский, идти 0,5 км.

 


 

6.На реку Багаряк

Река Багаряк не просто красивая река. Для многих уральских рек длина Багаряка очень скромная - не наберётся и сотни километров. Между тем, река Багаряк и её приток-речка Боёвка, протекают среди горных цепей нашего края, составляющих редкость в природе Урала. Найден ряд месторождений железной руды, меди, олова, вольфрама, графита, кровельного сланца. На Багаряке большие запасы известняков. В береговых россыпях можно найти флюориты, монациты, бериллы и другие редкие минералы. Река в среднем течении протекает в ущелье порфиритового массива, поэтому скалистые берега имеют причудливую расцветку. Скалы покрыты вишнёвыми полосами, красными пятнами с фиолетовым оттенком.
Древнее население специализировалось на добыче меди и олова. Недаром в местах богатых рудой, обнаружено почти два десятка археологических памятников- селищ и городищ. Для любителей археологии и спелеологии можно рекомендовать двухдневный поход по реке Багаряк, с посещением древних городищ и Зотинского карстового района.
От деревни Чайкиной лесная дорожка проложена к Усмановой. В царствование Ивана Грозного, с реки Оки, с Мещёры, на Урал ушли мещеряки - народ финского племени. На Синаре и Багаряке появились три мещеряцкие деревни - Нижняя, Новая, Усманова. Со временем новосёлы отатарились, забыли о прежней родине.
Перед Усмановой найдено городище: площадка, выбранная под поселение, ограничена с одной стороны рекой, с другой стороны глубоким логом, с напольной стороны- валом и рвом. Меньшая часть Усмановой на правом берегу, маленькие домики залезли на самую кручу. На левобережье сохранились дома, принадлежавшие зажиточной части местного населения. Рядом с Усмановой в царское время немало добыто железной руды.
За Усмановой база отдыха «Берёзка». Река Багаряк от устья до базы взята под государственный контроль: здесь произрастают редкие растения. На правом берегу Багаряка обнаружено древнее селище. Возле базы скальное обнажение закрыло проход у воды, тропу увело в гору. Дорожка краем коснётся древних рудных выработок, о которых в восемнадцатом веке упоминал Пётр Симон Паллас. За «чудскими» копями находится древнее городище. От деревни Колпаковой, на правом берегу Багаряка, ничего не осталось, но левый берег курится дымками изб.
Выше по реке самый зрелищный участок маршрута. Река пробила дорогу в осадочных породах. Особенно красивы скальные бастионы левого берега. В известняках вода промыла пустоты, на поверхности создала небольшие пещеры. По берегам видны следы обрушения подземных полостей. За Колпаковой, реку Багаряк пересекут две высоковольтные линии. Удобное место для бивака перед речкой Межовкой, в сосняке. Берега Межовки скалистые, в русле речки имеется миниатюрный водопад. На правом берегу найдено селище поздней бронзы, ещё до революции распаханное. За Межовкой, над Багаряком, поднялись утёсы. На плоской вершине величественной скалы ров и вал городища. Поселения по Багаряку «семейного» типа, на городище жила группа родственников. В прибрежных утёсах имеются ниши, навесы, гроты, в двух гротах археологи обнаружили следы пребывания людей отдалённых эпох. Пещеры использовались для временного укрытия, изготовления орудий труда и т.п.
В сторону села Зотинского, скальная гряда заканчивается Вестковой горой, то есть местом, удобным для обозрения округи и подачи какого-либо сигнала, вести. Сии места посетил известный академик И.И. Лепёхин. Учёный обнаружил на горе Вестковой городище «чуди», а под горой- пещеру. В 1911 году археолог В.Я. Толмачёв сделал план пещеры Лепёхина (Зотинской) длина которой оказалась двадцать девять метров. В конце коридора следовало смыкание потолка с глинистым полом. В наши дни, глина и камни убраны, длина подземной полости продлена до пятидесяти восьми метров. Археологических раскопок в пещере не проводилось. Вход пещеры обрывается в реку, поэтому доступ к пещере с правого берега. На Багаряке морских глубин нет, перейти реку не составит труда.
Из села Зотинского попутным транспортом можно доехать до пос. Синарского (13км), откуда автобусом или электропоездом добраться до Каменска-Уральского.

 


 

7.От Воротного Камня до Белого яра

Река Синара- правый приток реки Исети- может быть интересна любителям минералогии, археологии, палеонтологии. Для осмотра достопримечательностей Синары потребуется не менее двух дней. Поход начинается от путевого пункта « 31 километр» железной дороги Каменск-Уральский- Челябинск. Через редкий березняк и чистое поле, дорожка выводит к посёлку Новый Быт. Раньше здесь размещалось специальное поселение. Гулаговские узники оставили потомкам громадные известняковые карьеры по левому берегу Синары. Берега реки связывает висячий мост. На правом берегу, чуть ниже моста, из- под скалы бьёт источник железистой воды. Выше моста дорожка приведёт к Воротному Камню, имеющему вид строящихся ворот. В Камне две пещеры. Скалу используют для тренировок спортсмены-скалолазы. Поляны удобны для игр. С вершины Камня видна долина реки, железнодорожный мост через Синару. Железная магистраль из Каменска в Челябинск построена в 1940-ом году. Проектировал дорогу изыскатель-железнодорожник Александр Кошурников, трагически погибший в горах Саян.
Рядом с Новым Бытом село Окулово, основанное в петровское время Окулком или Выкулом, то есть «бычьим пастухом». Вместе с Окулком избы срубили Потаскуйко и Симонов. Потаскуйко был вороватым, заносчивым, ему пришлось уйти от товарищей. Воришка основал деревню Потаскуеву. На месте Окуловой была Карагайос- «сосновая деревня» башкир. Отношения между кочевниками и новосёлами сложились напряжёнными, дело дошло до вооружённой схватки. Со временем стороны примирились, один из сынов Магомета стал православным, получил фамилию Новокрещенных, пополнил ряды поселенцев. Окулово славилось железной рудой, белой глиной. Глину продавали фабрикантам для изготовления посуды. Для Каменского завода окуловские мужики, в местности «Кучище», заготавливали древесный уголь, построили «поварню», варили пиво. Неприязнь между Окулко и Потаскуйкой перешла в поколения, в кулачные бои между парнями Окуловой и Потаскуевой. Богомольцы Окуловой неохотно посещали церковь недругов, построили свой храм. За Окуловой, в лесу, у дороги в деревню Таушканову, лежит озерко Иванушкино. Есть мнение, что озерко образовалось от падения в давние времена метеорита.
За Окуловой правый берег реки Синары высок, порос сосной. Тропа крутится у строений бывшего пионерского лагеря. В диких зарослях возвышается грозная фигура «дедушки» Ленина. Левый берег занят единственной и нескончаемой улицей села Потаскуева. Церковь разрушена. Регулярно, вешние воды Синары, крушат потаскуевский мост. У кромки темнеющего леса курганы легендарной «чуди» распаханы ещё в бытность Потаскуйки. На правобережье Синары, на лугу, проводились спортивные встречи юных туристов города Каменска-Уральского, горели костры, слышались песни о кофе на сгущённом молоке, о милой картошке- идеале советских пионеров.
Деревня Крайчикова на левом берегу Синары, при устье речки Исток. Речка вытекает из озера Шаблиш, называлась Шаблишской Исток. Лениво течёт Исток среди лугов, только перед Синарой, убыстряет течение, войдя в крутые берега. У села Пирогово, Исток справа принимает речку Сипавку. Пирогово основал крестьянин Емельянов, по прозвищу Пирог, первопоселенцем деревни Сипавы был ссыльный Сипаев, говоривший сипло. Украшением в округе является Флоро – Лаврская церковь села Пирогово, построенная в 1836 году. На Истоке, не богатые деревни Новикова (ударение на второе «о»), Гореванова, Красноглазова, Горшенёва, Черемиска и на Красной речке- Комарова вели натуральное хозяйство, с голода не пухли, чтя домострой, дети боготворили родителей- «тятьку и мамку». У Крайчиковой, прорывается к Синаре речка Таушкановка, в верховье которой стояла Таушканова, где плодились грызуны- таушканчики. За Крайчиковой, на левом берега Синары, из-под скалы бьёт струя воды. Железистый источник считался целебным. Правый берег реки радует лужайками, разнотравьем.
Миновав деревеньку Чернушку, можно угодить в яму, коих на правом берегу Синары не счесть. Ямы накопаны искателями агата. За ямами берег повышается, зовётся Иванушковой горой. На вершине горы видны укрепления древнего городища. Слева, на Синарском карьере, слышно урчанье самосвалов. С опушки леса взор притягивает выразительные очертания чудного храма, его необычные архитектурные формы. Богоявленская церковь села Зыряновского, построенная в 1846 году, является образцом раннего классицизма. Зауральское село Зыряновское было известно своими ярмарками, которые привлекали покупателей с далёкой стороны, приносили немалый доход торговцам. Приезжие «покатывали» и в деревню Окатову с рыбным озером Окатовым. Зажиточная Зырянка не приняла большевиков, свидетельство тому- окопы борющихся сторон по обеим сторонам реки Синары. От Чернушки до Зырянки правый берег заповедный, на скалах произрастают редкие растения.
По дороге из Зырянки в деревню Марай, слева, метрах в ста от лесопосадок, городище Зыряновское, найденное В.С.Стоколосом в 1955 году. Городище на коренном берегу, вдали от реки, в глухом лесу. Ниже по Синаре - Борисова, а на другой стороне реки видны развалины деревни Горушки. Селение Марай прижимается к речке Марай. Возле деревни гора Крестик, здесь стоял деревянный крест. Сторонясь таможенников, у горы Крестик, проезжали купеческие обозы. Дорога давно заброшена. За развалинами деревни Даньковой лес отошёл в сторону, дав место раздолью лугов.
Верхнеключевское объединило Верхние и Нижние Ключи. До устья Синары, в прежнее время, левый берег реки был густо заселён. За Нижними Ключами, за мельницей, шла пахота деревни Ярки. Возле впадения Синары в Исеть находилась деревня Медведева. Она выделилась из Ярков. Сейчас, только заброшенный погост, говорит о кипевшей в этих местах жизни. Правый берег более высок, закрыт берёзовыми лесами. У деревни Булыгиной река закладывает петлю. Из обрывистого левого берега, Синара вымывает останки давно вымерших животных- мамонта, носорога, выносит кости на отмель. От Булыгиной одни воспоминания. Неподалёку от Исети, правый берег Синары особенно красив. Мыс Белый яр виден издалека. На мысу городище раннего железного века. На территории поселения осталась яма от хлебного амбара Петропавловского монастыря, стоявшего близ устья реки Синары. Монастырь сожгли восставшие башкиры в 1662 году. Местонахождение обители до сих пор не установлено. Место встречи реки Синары с рекой Исетью приятное, располагает к отдыху.
Оживлённая автомагистраль проходит по левому берегу Исети. Можно выйти к шоссе у села Ушаково: перейти реку по висячему мосту, сесть в автобус, следующий до Каменска-Уральского.

 


 

8.Через Наволоки на Лебяжье

Интересный и содержательный маршрут предлагается по реке Каменке на озеро Лебяжье. Река Каменка- левый приток Исети- в верхнем и среднем течении протекает по однообразной лесостепной местности. Наиболее живописна Каменка в нижней части, когда она течёт среди скалистых берегов в обрамлении соснового леса. Маршрут лучше начать из Старого Каменска, от устья реки. В месте слияния Каменки с Исетью по левому берегу тянутся известняковые скалы с небольшими пещерами. В лесу повсюду видны карстовые воронки и провалы- следы деятельности подземных вод. В стороне от реки, в глубине леса, много ям иного происхождения. С давних пор, вплоть до первых советских пятилеток, здесь велись горные работы. Забрав руду легкоплавкую, дающую высококачественное железо, шахты завалили вместе с оборудованием. Окружающая местность в старину называлась Собачий бор. На более высоком правом берегу Каменки, за леском, кладбищенская Покровская церковь сторожит покой усопших жителей Каменска. К сожалению, в советское время кладбище потеснили жилые и хозяйственные постройки. Со строительным мусором смешали последний приют достойных граждан Каменского Завода, например, известного краеведа, Василия Григорьевича Олесова.
В 1760 году екатеринбургский мещанин Клюквин перегородил реку Каменку плотиной, устроил пильную мельницу, выпускавшую брус, доску. Невдалеке от остатков лесопилки над рекой возвышается скала-останец, названная Богатырьком. Полуразрушенная временем скала, сложенная из известняков каменноугольного периода, имеет преклонный возраст- двести пятьдесят миллионов лет. За скалой виднеется Вороняцкая гора. Так называлась одна из пяти частей Каменска. Правый берег загнут дугой, на сыром, подтопляемом берегу Каменки, в 1682 году появилось сорок изб крестьян-переселенцев Далматова Успенского монастыря. Неподалёку от изб поставили деревянную церквушку, у которой возник погост. Будущий Каменск-Уральский начинался с Гнилого угла. В 1699 году Железенское поселье у игумена Исаака, вместе с домницей и работными людьми отобрали в казну. На Каменке началось строительство государственного чугунолитейного завода. При Петре Первом заводы строились из «нужды государственной», для промышленного развития. Предприятия не предназначались для удовлетворения местных потребностей. Каменский завод заставил на себя работать местное сельское население, прикрепил к себе, чем вызвал неприятие жителей края, напомнил о былом крепостном бесправии. Московский промышленный центр, поднимая Каменский завод, лишился части оборудования и половины специалистов. Движущей силой заводского производства была энергия падающей воды. Реку перекрывала плотина. В 1701 году каменскую плотину, как было принято, строили из дерева, укрепляли глиной, усиливали по углам чугуном. Через двадцать лет плотину обновили, длина её равнялась 105 м, ширина в верхней части 6,5 м, высота в верхней части 33 м. Плотина направляла реку в боковой отводной канал, вода приводила в движение воздуходувные меха и молоты. Каменский завод, относившийся к военному ведомству, скатился до выпуска товаров широкого потребления- чугунков, сковородок, а в 1926 году был закрыт. На месте чугунолитейного завода построили электромеханический завод. Плотина, реконструированная в 1954 году, по сей день сдерживает напор водохранилища.
Примечательным местом является район заводской конторы, в которой давно обосновался городской краеведческий музей. Рядом с музеем, в Историческом сквере- могила красных отцов-командиров. Весной 1918 года, в большом селе Катайском, для отпора белочехам, Пётр Подпорин формировал красный отряд. В тёмную, летнюю ночь вражеский лазутчик проник в избу, застрелил спящего Ведерникова. Двадцатисемилетний Поликарп Ведерников- бывший фронтовик, горой стоял за большевиков, был выдвинут в командный состав отряда Подпорина. Лежать бы Поликарпу мирно на сельском кладбище, но классовая борьба выдвинула Ведерникова в ряды мучеников революции. Отступая, красные везли тело Поликарпа, с почестями предали земле в посёлке Каменский Завод. Ярость белогвардейцев, занявших заводской посёлок, была неимоверной. Ведерникова белые осквернили, изрубили шашками. Партийное руководство Каменска-Уральского решило перезахоронить борцов за советскую власть- Павла Тарских, Якова Прокопьева, Якова Овсянникова. Останков Ведерникова не нашлось, ограничились надписью на мемориальной плите.
В излучине Каменки, по левому берегу, на протяжение километра, залегают разновозрастные и различные по происхождению горные породы- известняки, песчаники, сланцы, конгломераты. Здесь, в 19-ом веке было открыто каменноугольное месторождение, появились шахты. Со временем вода одолела подземные выработки, стала просачиваться на поверхность, ручейками стекать в Каменку. На горе, над шахтами, приютились избёнки Калухи. На Калухе жил И.Я.Стяжкин- учитель и страстный садовод-селекционер, эсер по политическим убеждениям, собиратель сказок и поговорок исетско-пышминского края, основатель каменского краеведческого музея. Женский Спасо-Преображенский монастырь стоял между Барабой и Калухой. Монашки оставили по себе память, создав на северной окраине посёлка большой фруктовый сад. Монастырь и теперь на прежнем месте, но сейчас обитель не женская, а мужская. К достопримечательностям Барабы относится дом торговца Петра Осипова. Дом двухэтажный, кирпичный, старинной кладки, с тяжеловесными массивными воротами и забором, сложенным из кирпича. До революции в доме помещалось Каменское городское училище, в советское время- Дом пионеров. Старинное здание отреставрировано, выглядит, как картинка. Неподалёку от дома Осипова красовалась изба Прокопьевых. В советские годы жильё Прокопьева было памятным местом. История первых лет советской власти в Каменске связана с деятельностью Якова Прокопьева. С приходом Февральской революции, Прокопьев принародно разорвал и истоптал сапогами портрет царя, держал в страхе старую власть в посёлке, был выбран в председатели Каменского совдепа, воевал с колчаковцами, после гражданской войны, в чекистских рядах, стучал по столу наганом, то вступал, то выходил из партии, сгорел в сорок три года. В горбачёвское время избёнку Прокопьева спалили вместе с памятной доской.
У Барабы, смотрящей с высокого нагорья на завод, река Каменка особенно красива: сосновый лес по берегам, выходы известняков с отпечатками древнейших растений и организмов. причудливые скалы, среди которых выделяется утёс Чёртов престол. Правый берег известен полигоном, где проверяли годность чугунных пушек. На большой поляне располагались, так называемые, Аптекарские огороды. В советское время на берегах Каменки проводились массовые гуляния в честь Дня металлурга или Дня строителя, играл оркестр, устраивались концерты художественной самодеятельности, шла торговля пивом, морсом, мороженым и пирожками. В 1932 году из Свердловска в посёлок Каменский Завод построили железную дорогу. Раньше железная колея уходила от станции Синарской (Островской) на север- к Богдановичу и на восток- к Шадринску. Железнодорожный мост добавил красоту реке Каменке. Рядом, через реку, соорудили подвесной мост. По соседству, в скалах, пещеры Голубиные, на правом берегу бьёт холодный ключ.
В 1703 году на Каменке начали строить Верхне-Каменский завод, у завода появилась деревня Новозаводская. Завод проработал не долго: сначала он горел, а потом его снесло половодьем. Данных о месторасположении горемычного литейного предприятия нет. Возле устья речки Позаришки оба берега Каменки укреплены, имеются ямы от каких-то строений. Правый берег реки распахан, в отличие от живописного, покрытого сосновым лесом, левобережья. За деревней Новый Завод, от опушки сосняка, где стоял пионерский лагерь, лесные дорожки протоптаны вверх по Каменке. Перед речкой Чёрной удобное место для отдыха, под названием Наволоки: летом здесь много ягод и грибов, ночью в зарослях черёмухи слышатся трели соловья. По речке Чёрной, в 18-ом веке, стояли три деревни: Колмогорова, Малая и Большая Бортникова. От этих селеньиц ничего не осталось.
Старинное село Черемховское основал Савва Черемхин. Другое название села- Савино. Первая церковь была деревянная. В 1845 году прихожане построили каменный храм, продав деревянную церковь в село Зотинское. Вознесенская церковь села Черемховского выглядела не притязательно, скромно. В советское время храм использовался для материальных нужд. Черемхово- родина Героя Советского Союза Ильи Васильевича Абрамова. Уйдя в 1942 году на фронт, Абрамов воевал доблестно, часто получал за ратную службу благодарности. В 1943 году, при форсировании Днепра, в боях с немецко-фашистскими захватчиками за город Киев, проявил чудеса отваги, бесстрашия и находчивости, был удостоен звания Героя Советского Союза. Война закончилась и, после отпуска на родину, Илья Васильевич вернулся в поверженную Германию, к месту службы. Жить на свете, до августа 1946 года, оставалось чуть-чуть. В начале 60-ых годов, в Черемхово, удалось услышать рассказ матери героя. По свидетельству сослуживцев выходило, что Илья с товарищем, получив увольнительную, на мотоцикле поехали навестить своих знакомых. Асфальтированная дорога, сырая после дождя, блестела. На очередном повороте дороги, на большой скорости, избежать столкновения со встречной автомашиной не удалось. Похоронили Илью Васильевича в горькой от соли земле Саксонии-городе Галле, на воинском кладбище.
От деревни Черноусовой полевая дорога ведёт к озеру Лебяжьему. Длина и ширина этого озера около километра, глубина- до двух метров. Берега пологие, песчаные, местами заросли ольхой, осокой и камышом. На южном берегу находили черепки древней посуды. Если повезёт, на озере можно увидеть диких лебедей. Закончить маршрут следует на железнодорожной станции Перебор или на путевом пункте « 78 километр».

 


 

9.К Большим Палаткам

Среди индустриальных центров, дымящих трубами, ещё можно найти уголки девственной природы, места для уединённого проживания человека. В нехоженых лесах, на водоразделе Исети и Сысерти, спряталась группа озёр: Карасье, Щучье, Берёзовское, Островистое. Озёрно-лесной ландшафт дополняют, поросшие сосной и берёзой, каменистые увалы. Макушку увалов венчают нагромождения плит, отдельные скалы. Гранитные скалы-останцы, принявшие матрацевидную форму в результате совместной работы солнца, ветра и влаги, в народе называют «палатками». Некоторые скалы в профиль порождают определённые образы. Палатки в древности привлекали людей, считались местом священным, возле скал плавили металл. В неолите и в эпоху бронзы, между озёр, на сухих перешейках, жили локальные группы первых финно-угров. Люди занимались охотой и рыболовством. В конце 19-го- начале 20-го века любители древностей из города Екатеринбурга разведали доисторические стоянки, извлекли из земли керамику, каменные и костяные орудия труда, металлические украшения и культовые фигуры «чуди».
Рыба и промысловый зверь, ягоды и грибы кормили и русское население, появившееся в здешних местах в восемнадцатом веке. Мужики извели лес, подняли целину промеж озёр. Деревни стояли в открытой местности, среди пашен и лугов, на озёра наведывались. С приходом новой власти, хотелось исчезнуть с глаз большевистских комиссаров, раствориться в лесах, жить по справедливости. Так, у озера Островистого, возникли «вольные» крестьянские поселения- артель Газета, Маминская коммуна. Жировать коммунарам долго не пришлось: налоговые обложения разорили хозяйство, свободная жизнь закончилась.
Сосняком покрыт южный берег озера Сосновского. Северный берег, более высок, открыт, в старину угодил под крестьянскую соху. В холмах, оставленных неведомым народом, оказались кости людей, посуда, металлические вещи. Среди находок на крестьянском поле значилось серебряное блюдо из средневековой Персии. На видном месте Христорождественский храм села Сосновского. С церковной площади уходили дороги на шиловские и маминские золотые прииски, на деревню Старикову, где выращивали уральские арбузы. Была дорога к Шадринскому и Сибирскому тракту через озёра Островистое и Карасье.
Путь к каменным Палаткам начинается из села Сосновского, куда ходит рейсовый автобус из города Каменска-Уральского. От церкви дорога тянется в западном направлении к темнеющему вдалеке лесу. Линия электропередачи, идущая через лес, на север, отделяет озёра Островистое и Карасье от озёр Берёзовского и Щучьего. Трассу ЛЭП, вдоль которой проходит битая тропа, можно использовать для выхода на Берёзовское и Щучье озеро. Озеро Берёзовское лежит в красивой местности, окружено белоствольной берёзой, встречается и сосна. Берега у озера топкие, вода белёсая, замутнена гниющей береговой растительностью. Много лет озеро безлюдно. До войны, в 30-ых годах, на северном берегу появился посёлок Берёзовский, возле посёлка найдено селище эпохи поздней бронзы. Озеро Щучье от Берёзовского озера в четырёх километрах. Щучье можно обойти по берегу без труда, к воде имеются хорошие подходы. Вода в озере прозрачная, как слеза. Лес по берегам, преимущественно, хвойный. На северо-восточном берегу кордон Щученский. На озере, ещё до революции, найдены археологические памятники. За линией электропередачи основная дорога, минуя лесные поляны, выходит на юго-восточный берег озера Островистого. В старину вдоль берега тянулась пашня, на которой находили древние вещи. Сухой берег от озера отделён широкой полосой кустарника и подлеска. К озеру, до рыбацкой стоянки, ведёт сырая тропа. С обзорной точки- стоянки рыбака, всё озеро, как на ладони. Озеро Островистое названо по трём островам, возникшим много лет назад на мелководье и поросших березняком, травами, клюквой. Болото Чистое связывает Островистое с озером Карасьим, с юга к озеру Островистому примыкает Кошкарихинское болото. Воды кругом предостаточно. Ходить, плавать в одиночку в этих местах опасно. Впереди наиболее сложный участок маршрута- выход к Газете. В отличие от Маминской Коммуны, селение Газета ещё живёт. Со стороны села Абрамовского к Газете проделана дорога, по которой не всякий автотранспорт пройдёт. Дорога, идущая к Газете по южному берегу озера Островистого, залита водой на глубину не менее 0,6 метра. Идти по воде придётся метров триста. Под ногами ощущается размытая дорожная колея, справа по ходу кусты ивняка. Можно отказаться от «водной купели», сократить маршрут, ограничиться осмотром Щучьего и Берёзовского озера, но бывалого туриста водная преграда едва ли остановит.
Газета на юго-западном берегу озера Островистого, к озеру проложена лежнёвка. В Газете старожилов нет, избы заброшены, но строятся дачные домики горожан. Из селения уходит дорога на кордон Гуляевский. Кругом дремучие леса, здесь можно спрятать дивизию. Через 1,5 километра дорогу пересечёт вторая просека. Двигаясь по просеке на северо-восток, через 0,5 километра слева покажется скальная гряда Больших Палаток, а ещё через 0,5 километра- справа будут видны Малые Палатки. Большие и Малые Палатки- археологические памятники.
Из селения Газета попутным транспортом следует добраться до посёлка Ленинский (13 км) и пересесть в рейсовый автобус, следующий по маршруту Сосновское-Каменск-Уральский.

 


 

10.В озёрном крае

К юго-западу от Каменска-Уральского на водоразделе между двумя системами рек- Исети и Багаряка расположена цепь озёр, где можно отдохнуть в выходной день. Путь к озёрам следует начать от посёлка Мартюш. Дорога идёт мимо мартюшевских железнорудных карьеров к деревне Брод. Вокруг поля с островками березняка- типичная уральская лесостепь. Через четырнадцать километров дорога приводит в село Рыбниково. Село тянется вдоль южного берега озера Большой Сунгуль. На западной окраине села, на пригорке, церковь Тихеринской Божией Матери. Храм построен старанием прихожан в 1839 году. Старанием советских богоборцев церковь разрушена. Озеро Большой Сунгуль 4,5 километра длины, ширина 2,5 километра, глубина- до 7 метров. Вода в озере солёная.
Более привлекательное для отдыха соседнее озеро Червяное. Длина этого озера 4,5 километра, ширина 3 километра и глубина до 4-х метров. Озёрная вода щёлочно-солёная, для питья не пригодная, но издавна считалась целебной, использовалась местным населением при ряде заболеваний. Северный край Червяного имеет широкую мелководную береговую полосу и чистый песчаный пляж. В жаркое время вода прогревается, и купаться в озере одно удовольствие. В отдельных местах у берегов в воде скапливается много зелёной фауны- мелких ворсистых червячков. По местному их называют «мормыш». Возле озера Червяного находится одна из старинных деревень нашего края- Москвина, основана сподвижником Ермака Харцызом Москвиным.
Особняком стоит озеро Тыгиш, его предпочтительно пройти стороной, не заметить, поскольку озеро накрыл восточно-уральский радиоактивный след.
Южнее озера Червяного озеро Шаблиш. Длина его 12 километров, ширина 5 километров, глубина- до 3-х метров. Берега Шаблиша пологие, песчаные, местами топкие. Из озера вытекает речка Шаблишской Исток. Здесь же село Шаблиш. Архангельская церковь села Шаблиш Камышловского уезда построена в 1814 году. В настоящее время церковь в разрушенном состоянии. В Шаблише родился замечательный советский педагог, «уральский Макаренко»- И.Т.Соколов (1918-1967 гг.).

В 1917 году, археолог В.Я.Толмачёв нашёл на северо-восточном берегу Червяного шесть древних курганов. Высота надмогильных насыпей не более полуметра, диаметр- до двадцати метров. Возле деревни Москвиной найден железный меч. В старое время были замечены курганы на озёрах Шаблиш и Тыгиш. По берегам озёр по сей день находят каменные орудия труда, черепки древней посуды. Артефакты относятся к разным историческим эпохам.
В город можно вернуться из села Рыбниково рейсовым автобусом.


Бушуев Виктор Владимирович

17.09.2013 г.

 

Комментарии   

0 #2 Александр 21.04.2014 13:49
Мыловаренный завод Выходцева стоял совершенно в другом месте.
Цитировать
+6 #1 Александр 20.10.2013 13:08
Живу в КУ с 1947 года в Лесхозе. С 1955 года на Наземке по Урицкого. Холм с памятником Ведерникову прекрасно помню и табличку на нем. Правда к 1964 году холм зарос сиренью и подход к нему был только с севера. Присутствовал при эксгумации его останков, т.ч. утверждение о их отсутствии ложно. Убит он был не лазутчиком, а случайным выстрелом. Петр Никитич просто использовал его смерть в пропагандистски х целях. По рассказам стариков справа от его могилы была вторая могила в которой якобы была похоронена Т.Е.Полухина, но в 50-60 следов от ее могилы не осталось, по крайней мере эту могилу я не помню. Прокопьев не был первым председателем волсовета, Им он стал после 1919 года. Существует нотариально заверенное свидетельство А.С.Черноскутов а о том что первым председателем был погибший в 1939 году И.И. Кесарев. Прокопьев 14 января 1918 года был избран председателем заводского контрольного совета. С ув. Александр Юровский.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить