Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Древности исетских берегов

 

...Раннее июльское утро пятьдесят седьмого года. Пустынный большак на село Хромцово. Подсыхают от солнечных лучей придорожные кусты. Мне одиннадцать лет. С котомкой за спиной еду в археологический поиск. Душа поет, и вместе с ней пытаюсь вытянуть высокие ноты в словах «много в ней лесов, полей и рек». Получается плохо: сипну. Завидев село, умолкаю. По старинному поверью возле Хромцово, основанному в семнадцатом веке великороссами, маячат два холма под названием «могильцы». Будто бы в древности в этих местах жил народец - чудь, который не желая сдаться Белому царю, подрубил столбы своих жилищ и заживо себя похоронил...

У крайней избы, на огороде, копается старушка. Спрашиваю у нее о «могильцах». Бабушка испуганно крестится, машет руками, видимо приняв меня за нечистую силу. Вокруг колосятся поля, холмов и за версту не наблюдается. Похоже «чудские бугры» давно распахали. Перемахнув через железную дорогу, в полдень выхожу к Шилово. Обозреваю Золотой лог, а на окраине деревни поджидает удача - узорчатые черепки древней посуды в береговом обнажении Исети. Кладу в планшет схему найденного селища. Ниже по реке, за селом Маминским, на первой надпойменной террасе, замечаю следы еще одного древнего поселения. О найденных памятниках надо бы сообщить в городской краеведческий музей. На попутках выбираюсь в Каменск.

...На следующее лето заманиваю с собой соседа Вовку. Запомнились еле заметные валы Ипатовского городища, Булыгино, где мы пытались найти кости мамонта, Борисово - родину пулеметчика полка Красных Орлов Филиппа Голикова, дослужившего до маршальского звания и трусливо умалчивающего перед Сталиным о действительном положении дел перед 22.06.41 г., сидячую холодную ночевку в грозовую ночь под сводами Богоявленской церкви села Зыряновского. Уральский сказитель П. П. Бажов писал, что перед Гражданской войной, в Зырянке даже не было создано партийной ячейки, и что здесь кулаки-мироеды свили осиное гнездо...

Как истинные пионеры-ленинцы, мы не стали проситься на постой к классовому врагу. А за три года до нас, в 1955 году, на Синаре побывал челябинский археолог Владимир Стоколос. У Зырянки он нашел городище раннего железного века. По компасу, через лес, идем на городище. Комары жрут немилосердно. С ревом выбегаем из березняка и бросаемся в спасительные воды Синары. На колхозной полуторке, увязая в сыром черноземе, тащимся до Медведево, а там, по тракту, пешком и на машине летим домой.

...Не давала покоя мифическая собака, пробежавшая восемнадцать километров под землей от пещеры Смолинской до Трех пещер. К тому же, в Смолинской могла быть стоянка древнего человека.

В учебное время у школьника свободного времени в обрез. В воскресенье, поутру, караулим товарняк в сторону Свердловска. И вот проплывает станция Перебор. Притормозив, поезд набирает скорость. Первым прыгает Вовка, за ним Сахон, я - последним.

На Исети, в логу, отыскали вход в пещеру. Зажигаем керосиновую лампу, на плече - веревка. Первое посещение подземелий незабываемое: писк летучих мышей, теряющийся во мраке потолок грота Фавор, уходящая под Исеть Дорога в ад... Впоследствии, подземные лабиринты еще десятки раз притягивали к себе. В трех случаях, оступившись, падал с высоты, но, всякий раз в полете, незримые руки монахов, живших в далекие времена в пещере, бережно подхватывали меня. Я отделывался синяками.

Стоянку древнего человека не нашли, не раскопали жуткий завал Дороги в ад, и общая длина ходов пещеры оказалась не более полукилометра, но и поныне интерес к Смолинской не ослабевает... А тогда, пацанами, в дождливый сентябрь мы брели до «железки», а Сахон даже упал в грязь в своем школьном пальто и заплакал, поскольку дома светила взбучка.

Археологические памятники нашего края minДо революции никто археологией нашего края не занимался. Лишь порой сельский священник отмечал по своему ведомству факт находки крестьянином обломка кинжала, бронзового литого идола, «лепков» - черепков разбитого горшка. Научного объяснения находкам не было. Каменский конторский служащий В. Г. Олесов в молодости записывал пословицы, песни, поговорки, нарисовал план Смолинской пещеры, в старости неусыпно вел наблюдение за погодными метаморфозами и от Уральского Общества Любителей Естествознания получил медаль «За усердие». Катайский краевед П. Ф. Первушин, с фанатичным упорством копавший зараз по десятку курганов, в нашу сторону дальше слияния Синары с Исетью не глядел.

В 1948 году каменские школьники братья Воронины под горой Раструс у деревни Брод вырыли зернотерку и черепки древней посуды. О находках сообщили в Свердловск. Археолог Е. М. Берс выяснила, что ребята нашли стоянку так называемой «исетской культуры». Люди жили на Исети две тысячи лет назад, занимались земледелием.

В 1955 году археологическая разведка Каменск-Уральского городского краеведческого музея под руководством В. С. Стоколоса зафиксировала десять памятников - стоянки, селища, городища по Исети и Синаре в пределах Каменского и Катайского районов. Памятники разновременные - от медно-бронзового века до средневековья, от четырех до одной тысячи лет назад. Особенно интересным оказалось двухслойное селище у деревни Лужки. Поселение Стоколос копал с учащимися каменских школ. До города было недалеко, но самые нетерпеливые домой не уходили. Начальник спал на полатях, ребята - по лавкам деревенской избы. Раскопали громадную полуземлянку черкаскульской культуры, нашли поделки из глины, кости и камня, много обломков керамических изделий. Три тысячи лет назад, хозяева жилища - семейная община занималась, в основном, разведением скота: коров, овец, коз, лошадей.

В 1961 году по Исети работала археологическая экспедиция Уральского госуниверситета под руководством В. Е. Стоянова. Два месяца участником раскопок был и автор этих строк. У Ка-менска экспедиция вновь исследовала Бродовскую стоянку и Лужковское селище. Далее работы перенесли к Катайску, Шадринску и на р. Тобол.

В семидесятые годы свердловский археолог В. Т. Петрин, ныне доктор исторических наук, обнаружил под скальным навесом на р. Багаряк мезолитическое местонахождение. Свидетельств о пребывании людей в нашем крае в более отдаленные эпохи нет.

В глубине тысячелетий проглядываются немногочисленные родовые коллективы, живущие охотой на диких животных и водоплавающую дичь. На протяжении последующих столетий пастушеское скотоводство являлось основой хозяйственной деятельности человека. На благодатных землях Исети, Каменки, Синары, Багаряка скрипели мотыги, на озерах вылавливали горы рыбы, в лесах ставились ловушки на зверя, но продукты животноводства - мясо, шкуры, шерсть ценились выше всего. С ростом поголовья скота надвигались междоусобицы. Возникают укрепленные поселения - городища. Тысячу лет назад коренное население пополняется башкуртами и лет семьсот назад - татарами. Эти народы также были скотоводами. Четыреста лет назад лихое гиканье казацких дружин заставило аборигенов широко раскрыть раскосые глаза. Разбирательство длилось не долго. Дело закончилось щепками, лежащими у свежесрубленных крестьянских изб.

Виктор Бушуев.

31.01.2003 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please paste a VALID AdSense code in AdSense Elite Module options before activating it.