Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коридор Ушминской пещеры прошивает насквозь Шайтан-Камень. Из коридора крутой спуск приводит в небольшой грот, пол которого залит речной водой. Исследователи отмечают в глинистых отложениях пещеры наличие костей медведя и лося. Считается, что пещера была культовым местом вогулов Коврижиных. Верхние слои Шайтанской, Лаксейской и, вероятно, Ушминской пещеры, относятся к оронтурскому этапу (6 – 9 вв.) нижне-обского средневековья. Правобережье реки Лозьвы от её притоков – реки Ушмы на севере и реки Вижай – на юге, являет собою огромную карстовую провинцию, о которой стало известно совсем недавно. Научное исследование запасов воды, привело к неожиданным открытиям в местных известняках. Старейшая на Урале – Свердловская группа спелеологов возглавила разведку североуральского карстового района. С 2007 года, в течение пяти лет, спелеологи – любители нашли более двух десятков подземелий, среди которых пещера Северная протяжённостью более 2-х км. Некоторые пещеры вполне могут оказаться археологическими памятниками.
А мы, со Стёпой, попеременно налегаем на вёсла. Красивых скал на Лозьве не мало, но, с точки зрения науки, они больше близки геологу. На очередную ночёвку встаём ниже устья Вижая. Накрапывает дождь. Стёпа пытается изловить вёрткого хариуса. Я обшариваю немигающим чекистским взглядом большой сланцевый массив. На мягкой сланцевой породе, в древности, можно было легко вырубить рисунок, как, например, имеет место быть на восточных брегах Онежского озера, кои «окрестности, однажды, отобедав отбивную, осматривал отец Онуфрий», но петроглифов на Урале нет, за исключением «счётных палочек» на двух местонахождениях, на реке Тагил. На следующий день предстояло пройти Владимирский порог или перекат. Уровень воды достаточно высок, камни закрыты: ни тебе ступеней, ни тебе сливов, и мы быстренько минуем тревоживший нас участок реки. Приближается конец плаванию. Берега Лозьвы отодвинулись в сторону, потеряли высоту, левый берег состыковался с сибирскими болотами. Старинное селение Бурмантово замотано в колючую проволоку, дальнозоркая охрана с деревянных, почерневших от времени, лагерных вышек фиксирует появление на лозьвинской волне нашей непотопляемой «байды».
Итак, с «вижайской писаницей» стопроцентный прокол, но нет дыма без огня, не мог миф о рисунках родиться беспричинно. Люди, не видавшие древние наскальные изображения, могли когда-то видеть рисунки зверей, вырезанные на таёжных деревьях, и, вполне могли допустить существование нечто подобного на камне. Примерно, таким путём мог появиться слух о писанице на реке Вижай. Действительно, у манси, и в наши дни, имеется традиция делать на дереве изображение только что убитого зверя. В лозьвинском крае «звериные затёсы» не такая уж большая редкость (рис.4).

Zverinie zatesy min

Охотник считает, что убитый зверь, лось ли, медведь ли – средство пропитания, не должно исчезнуть «навечно». Изображение обеспечивало возрождение зверя. Рисунок являлся вместилищем души убитого зверя. Душа нуждается во временном убежище, до того момента, когда наступит возрождение, когда душа вселяется в тело новорожденного зверя. Вот такой круговорот. С кончиной человека, как считают угры, душа человека мечется, не знает куда приткнуться, до возрождения в новорожденном ребёнке - ищет вместилища. Иной раз, от проблем, тоже не знаешь, куда бы спрятаться. В древности, таким вместилищем являлись литые медные или бронзовые орнитоморфные изображения. Таких вот птичек, металлоискателем, порой отыскивают уважаемые копатели, продают, таким же «уважаемым», за бесценок. Кстати, «использованные» вместилища душ прятали в определённом месте: в расщелине скалы, под деревом, в специальном домике. В позднее время «вместилища» делали в виде тряпичных куколок, которых, через определённое время, сжигали. На дереве, рядом с рисунком зверя, ставился затёс – тамга. У лозьвинских манси тамга имеет единые очертания, но в деталях варьирует у каждого семейства (рис.5).

Tamgy

Традиция «затёсов» характерна для северных районов Урала, куда в средневековье пришлось переселиться туринским и вишерским вогулам. Эта традиция являлась продолжением, ранее существовавшего культа наскального рисунка, отображавшего различные аспекты материальной и духовной жизни протоугорского общества.


Бушуев Виктор Владимирович


21.04.2015 г.

 

 

Комментарии   

0 #3 Кирилл 08.04.2017 09:30
Здравствуйте. Я занимаюсь поиском и восстановлением старинных географических названий в районе городов: Ревда, Полевской, Сысерть, Верхний Уфалей и Нязепетровск путём поиска и работы со старыми книгами и картографически ми материалами. Большая часть книг уже мной собрана, а вот карты ещё собраны не все. Если вы обладаете картами по указанным районам, пожалуйста свяжитесь со мной. Готов обменяться
Цитировать
0 #2 Michael 23.01.2017 08:11
Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Ответил Вам на почту.
Цитировать
+1 #1 Дмитрий 23.01.2017 06:37
Здравствуйте Виктор Владимирович! Можно ли с вами связаться по эл.почте, есть вопросы по карте в этой статье, интересуют вогулы-манси верховьев Лозьвы. Заранее благодарен. Дмитрий Анатольевич, турист, краевед.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить