Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В 1978 году, в Свердловске, в Уральском госуниверситете им. А.М. Горького, прошел слух о Вижайской писанице. О существовании древних наскальных изображений на североуральской реке Вижай, притоке реки Лозьвы, сообщил студент-заочник исторического факультета Александр Венцель, уроженец города Ивдель. О древних наскальных рисунках Саша будто бы вычитал в местной ивдельской газете. Венцель советовал «по вопросу писаниц» обратиться к жителю посёлка Вижай, следопыту-непоседе, Володе Андросову. Сразу подумалось, а не «трёп» ли это - про писаницу-то?

В топонимике лозьвинской группы манси «писаных камней» не найдёшь, зато не мало у местных аборигенов «священных» гор, рек и озёр, а в тайге не редкость встретить охотничий затёс с изображением добытого лося или медведя. В 19-ом веке, в погоне за любопытными образцами горных пород, крошил в крошку вижайские скалы геологическим молотком Евграф Степанович Фёдоров, но и он ничего о древних рисунках не упоминает. В советское время, с 50-ых годов, начинается туристское освоение Северного Урала, дотошные туристы суют нос в самые потаённые уголки природы, но, относительно рисунков, наперебой, рассказывают только о Писаном Камне на реке Вишере, принадлежащей к Камско-Волжскому бассейну. В 1963 году по реке Вижай, по низкой воде, через бесконечные перекаты, на плоту, срубленном из сырой ели, плыл я и мой брат Валера. Скал мы не видели, изредка по берегам виднелись выходы извержённых пород. Перед устьем речушки Тохты, намучившись, плот бросили. Позднее мы узнали, что скалы на Вижае появляются от речки Яхтель-Я, у крохотного посёлка, под названием Сотый или Новый Вижай. Скалы известняковые, с пещерами, с каменными воротами, тянутся вдоль реки до посёлка Вижай. К сожалению, эти интересные места остались нами не осмотренными.
На восточном склоне Урала северная граница зауральской группы писаниц связана с рекой Турой. Исследования уральских наскальных изображений В.Н. Чернецов начал с реки Тагил. В отличие от более-менее обжитой реки Тагил, чем дальше к северу, тем больше дикости, и в разведке 1958 года, Валерию Николаевичу не удалось, в Богом забытой местности, раздобыть лодку для осмотра берегов реки Туры, найти среди скал Писаный Камень. Ничего путного о рисунках не могли поведать учёному бестолковые местные мужики. Они направляли археолога к какому-то заброшенному прииску, где местный придурок нацарапал на камнях свои инициалы. Первое упоминание о туринском Писаном Камне В.Н. Чернецов раздобыл в архивах, в Портфелях Миллера. Известнейший историк Сибири Герард Фридрих Миллер, делая описание, построенного в 1766 году Нижне-Туринского завода, сообщает о культовом месте вогул - горе Шайтан. Подобно Медведь - Камню на реке Тагил, на горе Шайтан, возвышающейся над Нижне-Туринским заводом, идолопоклонники совершали жертвоприношения. Между прочим, на горе Шайтан буйствует магнитная аномалия, стрелка компаса готова спрыгнуть с иглы. В бумагах Миллера присутствовала зарисовка изображений туринского Писаного Камня, авторство древних рисунков Миллер приписывал вогуличам. В.Н. Чернецов считал, что на скале изображён солярный знак и тамга в виде трезубца - «птичья лапа», которая присутствовала среди вогульских знамён Туринской, Мугайской и Аятской волостей Верхотурского уезда. В 1888 году геолог А. Зайцев указал, что близ устья речки Писаной, на левом берегу реки Туры, в 11 верстах выше деревни Карелиной, на версту тянется скальная гряда под названием Писаный Камень. Местами скальные стены закрыты кустарником и деревьями, обзор затруднён. Не мудрено, что поиск писаницы известным археологом П.А. Дмитриевым оказался безуспешным. Через полсотни лет, в 70-ые годы, на туристской байдарке по Туре сплавлялся свердловский археолог В.Т. Петрин. Валерий Трофимович рассказывал, что на Писаном Камне имеются плохо сохранившиеся фрагменты писаницы, не поддающиеся расшифровке и, возможно, увиденная «мазня» не имеет отношение к рисункам Герарда Миллера.
Подмечено, что, в половину случаев, писаницу сопровождает жертвенное место. Культовые места древних угров возникли, вероятно, задолго до Шигирского идола. Несколько вогульских капищ находилось в верховье реки Туры и её притоков. Около 1730 года крещение туринских вогулов закончилось, но молельни инородцев продолжали функционировать, как ни в чём не бывало. Одна из кумирен стояла близ реки Кушвы, на горе-сопке, скалы которой были усыпаны коричневатым порошком - железной охрой. Недра горы, оказалось, скрывали богатейшие залежи магнитного железняка. С подачи Василия Никитича Татищева - начальника уральских и сибирских заводов, гору назвали Благодать. Считается, что крупнейшее в мире Гороблагодатское железорудное месторождение открыл в 1735 году вогул Степан Чумпин, но, фактически, о необычной горе Степану поведал его отец Онисим, а Онисиму - шаман, периодически посещавший кумирню. Получилось, что ко времени геологического открытия, отца Степана не было в живых, а Степан, получив вознаграждение в сумме 24 рубля 70 копеек – средство не малое, чтобы неделями пировать, удалился в лесную чащобу. Шаман, не дожидаясь появления шихтмейстеров и прочих незваных гостей, собрал в туесок деревянного, почерневшего от времени, божка, монетки, пуговицы, лоскутки одежды, сломанные охотничьи ножи - дарственный инвентарь жертвенного места и, пройдя пять вёрст, остановился на приглянувшейся горе, которую русские назовут горой Шайтан. Здесь, под скальным козырьком, божок - тотемный предок одной из локальных филиаций территориальной общности вогулов, обрёл себе новое место.

С 11-го века новгородские ушкуйники - лиходеи, направляясь в Югру, везли с собой такие маленькие бочоночки с «огненной водой». С той поры началась деградация детей тайги - угорского населения Нижнего Приобья. Получив зелёного змия за шкурки, за меха, вогулы и остяки, рыли себе могилу, из поколения в поколение изменяли генетический код. Геологи, общаясь в экспедициях с лесным народом, подпаивая вогул, наслушались забавных небылиц, в том числе и про Степана Чумпина. Один инженер, в погоне за сенсацией, так и написал, что Степана де сожгли свои же родичи, за то, что он рассекретил место, где стоял божок. Через 90 лет после известного открытия, благодетели на горе Благодать установили чугунную тумбу в память о якобы погибшем Чумпине. Думаю, что «сожжение» Чумпина придумали после случая, когда подвыпивший Степан Онисимович, по неосторожности, спалил на костре свою видавшую виды меховую, дымом прокопчённую дошку.

Комментарии   

+1 #3 Кирилл 08.04.2017 09:30
Здравствуйте. Я занимаюсь поиском и восстановлением старинных географических названий в районе городов: Ревда, Полевской, Сысерть, Верхний Уфалей и Нязепетровск путём поиска и работы со старыми книгами и картографически ми материалами. Большая часть книг уже мной собрана, а вот карты ещё собраны не все. Если вы обладаете картами по указанным районам, пожалуйста свяжитесь со мной. Готов обменяться
Цитировать
+1 #2 Michael 23.01.2017 08:11
Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Ответил Вам на почту.
Цитировать
+2 #1 Дмитрий 23.01.2017 06:37
Здравствуйте Виктор Владимирович! Можно ли с вами связаться по эл.почте, есть вопросы по карте в этой статье, интересуют вогулы-манси верховьев Лозьвы. Заранее благодарен. Дмитрий Анатольевич, турист, краевед.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить