Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание материала

2. К завтрашней радости

Воспитанием, как учил Макаренко, занимался по принципу: «в коллективе, через коллектив, для коллектива». Хорошо усвоив для себя, что созданный коллектив живёт, пока у него существует цель - «завтрашняя радость»: достигнув желаемого, коллектив должен ставить новую цель и идти к ней. Нет движения к общей цели - коллектив умирает. Соколов поставил перед собой задачу: создать в семилетней школе детскую республику, внедрить здесь самоуправление, сделать ребят истинными хозяевами школы, помощниками учителей, распространить влияние школы на всю округу. Контингент учащихся был сложным: посёлок Степной в 40-е годы состоял в значительной части из ссыльных поляков, крымских татар, армян, немцев Поволжья, раскулаченных удмуртов, чувашей. А у иных отцы были расстреляны за прислужничество гитлеровцам. Дети отказывались носить галстуки, не хотели учиться. Местная шпана за глаза звала Соколова Ванькой Козырем.... В конце 30-х годов и в начале Великой Отечественной войны возле крошечного Каменска с потухшим петровским железодеятельным заводом, руками «специального контингента» - ссыльных крестьян, политзаключённых, уголовников, строятся крупные промышленные предприятия. Тяжёлые условия труда, убогий быт, нищенское существование не вело к культурному подъёму подневольного населения. При строящихся заводах, в двенадцати новоявленных посёлках, в среде детей спецпереселенцев, возникла подзаборная субкультура со своими «понятиями и авторитетами». Посёлки враждовали между собой, велись постоянные кровавые стычки за лидерство. В основе злостного хулиганства лежал не только кураж, но и обида за униженное детство и социальную «второсортность» родителей. С детства не вызывали положительных эмоций ни разлитый в воздухе запах общественных уборных, ни зелёные мухи и зловоние выгребных помойных ям, ни дебоши пьяных соседей и привычная для глаз одёжка горожанина - ватная фуфайка и грязные кирзовые сапоги. Табак, водка, карты и флирт развращали молодёжь. Многим была уготована невозвратная дорога на лесоповал...
По предложению Ивана Тихоновича в школе создали сводные отряды, состоящие из детей разных возрастных групп. Они отвечали за порядок и чистоту. Командиры отрядов освобождались от занятий. Из ребят-активистов выбрали ученический комитет.
Председатель учкома - в школе влиятельный человек, им был выбран Коля Астафьев, он одновременно являлся членом педагогического совета. Ученический комитет менял караул у знамени школы, давал отрядам наряды на работу (вымыть пол, заготовить топливо для школы, убрать мусор во дворе...).
На перемене дежурные следили за порядком, заводили игры, песни. Без песни дежурство не засчитывалось. Школа постепенно приучалась к порядку. По ходатайству учкома директор вручал отличившимся в учёбе и труде грамоты, значки. Можно было получить в награду валенки или отрез на платье. Дружно работали ученики в колхозе на сенокосе, на уборке пшеницы, картофеля. Причём руководили здесь не учителя, а свои, из ребят же, командиры и звеньевые. Большой популярностью в школе стал пользоваться танцевальный кружок, созданный преподавателем Мальвиной Срогович. Много ребят занималось в акробатическом кружке, которым руководил старшеклассник Пётр Власов. Полюбили в школе и хоровое пение. Часто школьники выступали с концертами для родителей и шефов - заводчан. Регулярно выпускались стенгазеты...
С созданием школьного самоуправления, дети могли самостоятельно ставить и решать задачи, в совместной работе почувствовать себя нужными людьми.
Общению с природой Соколов придавал особое значение. Такой факт: апрель, в школе идут уроки. А человек семь отправлены Иваном Тихоновичем на берег с заданием: не прозевать начало ледохода на Исети. Как только замашут шапками, вся школа устремляется к реке. В отличие от директора школы - Николая Митрофановича Беднова, который любил проводить длительные беседы с нарушителями дисциплины, за что получил от ребят прозвище Рашпиль, завуч не считал нравоучения эффективным средством воспитания. И в то же время утверждал, что в основе сознательной дисциплины - требовательность и к себе, и к учителям. Коллектив приучал к дисциплине: сказал - значит должно быть выполнено. Он не признавал привилегий за авторитетными педагогами, терпеть не мог «дураков», ленивых учителей, плохо подготовившихся к урокам. О таких он говорил: «Учит трудно». Элементом внутренней культуры Соколова был красивый почерк. Не переносил небрежности в учительской документации. Один измазанный чернилами классный журнал выбросил в урну! Такую работу учителя считал преступной. Между тем, не только детки приносят проблемы руководителю школы. Педагогический коллектив - это женский коллектив, где мужчина «почти» чужеродный элемент. По недосыпанию из-за проверок нудных тетрадок или по какой другой причине, учителя Казанская и Дмитриева настрочили донос в Синарский райком партии на «родного директора», что он якобы враг народа. Бедного Беднова приглашали «в органы», ничего не нашли на него, отпустили восвояси, но в 1952 году его «ушли» с поста директора в учителя математики школы № 9...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please paste a VALID AdSense code in AdSense Elite Module options before activating it.