Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

1. Дорогой немощёной

Худой, в офицерском кителе, в обмотках, предстал Соколов перед директором восьмой школы Бедновым. "Не новичок в нашей работе... Ещё до войны учительствовал... Деятельный молодой человек, - отмечал для себя Беднов, листая трудовую книжку и поглядывая на нового учителя."

«Директор, по всему видать,- хозяйственник умелый, но учителя в школе молодые, неопытные. Да и школьники - народ не простой, - размышлял Соколов, – дружного коллектива, похоже, нет... Дисциплина слабая. Среди ребят есть верующие, крестики носят, а в пионерских галстуках далеко не все, кто мог бы в пионерах быть по возрасту. Словом, поработать есть над чем...».

Sokolov
Родился Иван Тихонович Соколов 19 мая 1918 года, в день, который четыре года спустя стал днём рождения детской коммунистической добровольной организации юных пионеров. Мне кажется, это символично: по существу всю свою жизнь Соколов отдал воспитанию детей. Детство его самого прошло в зауральском селе Шаблиш. Мальчишкой узнал он нелёгкий крестьянский труд, потянулся к книгам. Пошлёт мать Ваню по делу, а того нет и нет. Соседка сообщает: стоит мол, твой Иван у столба - читает! Будущее манило, как тот далёкий берег Шаблишского озера. С детства сформировалось упорство в получение знаний. Хотелось стать учителем. Думалось: что может быть интереснее, труднее и почётнее, чем шагать не мощёной учительской дорогой, оставлять в учениках частицу своей души...
Закончил Каменское педучилище и восемнадцати лет стал учителем байновской школы. Затем - работа в начальных классах школы № 2 в посёлке Саманный, а в 1940 году он - завуч школы № 1. Внутренним стержнем этого человека была преданность школьному делу. Говорят, педагогом надо родиться. Соколов дышал воздухом школы. Школа ему виделась, «как лицей»: выпускники её должны быть не только грамотными и воспитанными, но главное - годными к жизни, самоотверженными, благородными и великодушными. Горячие, хлопотные дни, долгие ночи раздумий. Путеводная звезда молодого учителя - труды Антона Семёновича Макаренко...
Кстати, к творчеству Макаренко интерес в советских школах и кое-где за рубежом никогда не ослабевал. Волею судеб, работая в школе, я сделал вывод, что позитивная идея формирования личности в коллективе вполне может претворяться в жизнь, но главное в этом деле – личность педагога. Формальный подход всю систему воспитания корёжит, дискредитирует...
Война, было, нарушила планы, но воевать лейтенанту, в должности техника-интенданта 2-го ранга Соколову, не пришлось: голодное детство и сильные простуды подорвали здоровье. Лечение в госпитале. Отправка «в запас». В Каменске - семья, но жить негде. Поехали туда, где было жильё. Вот так и началась жизнь семьи педагога Соколова «по школам». Припорошенная снегом Синара, темнеющий лес за избами села. Директор окуловской школы Соколов рубил дрова, косил сено, ходил за лошадью, вместе с учениками работал в поле.
Жилось, как и всем - несладко, а тут ещё цыгане украли лошадь. По законам военного времени Соколова ждали крупные неприятности, однако учителя школы отстояли директора, но на душе всё равно было тяжко, работа не шла. Решил перебраться в Каменск. Так и оказался завучем у Беднова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить