Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

С некоторых пор у братьев Строгановых - Максима и Никиты стала болеть голова. Причиной недуга явилось дурное поведение охраны - пяти сотен отпетых казаков под началом атамана Ермака Тимофеева.

Ермак Тимофеевич Аленин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибывшие в услужение к Строгановым после грабежей купеческих караванов на Волге и Каме, казаки вместо несения караульной службы занялись разбоем. Слово "казак" вызывало Строгановых зубовный скрежет.

Ермак является к Строгановым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казак – по татарски означает бродяга, наездник, вольный воин. Первыми казаками в XV веке называли шайки перекопских татар, без ведома крымского хана нападавших на русские и литовские земли. Позднее появилось и русское казачество, но на Руси слово "казак" имело различное толкование - работник на речном судне перевозчик соли, воин, занимающийся промыслом и торговлей, а в обширном смысле – «гулящий» человек, не имеющий оседлости, уклоняющийся от уплаты государственной подати. Нередко казаки объединялись в ватаги, выбирали себе атамана и занимались разбойными делами. Трехсотлетняя история Приуралья богата преданиями о Соколе, Петухе, Гурьке, Алене, Рыжанко и других казацких атаманах. Опасаясь топора московского палача, казаки озорнича¬ли на окраинах государства, чтобы при случае уйти в недосягаемость от царева гнева. Со временем царская власть простила многие прегрешения казаков, наделила их землей, разрешила самоуправление и обязала их нести пограничную службу.

Выходцы из Новгорода Строгановы еще при Иване III стали богатыми промышленниками и землевладельцами в Прикамье Перми Великой. Иван Грозный, занятый войной с Ливонией и крымцами, охотно предоставил Строгановым все льготы и права на оборону северо-восточных пределов Московского царства. Грозный - "всея Сибирской земли повелитель" - разрешил Строгановым строить города и слободы за Каменным Поясом, на территории Сибирского юрта, которым управлял хан Кучум. "Презренный царь Сибири" в отличие от своих предшественников прекратил платить дань Москве и начал ряд враждебных действий в Прикамском крае. Имея на руках цареву грамоту, Строгановы в 1582 году снаряжают строптивую Ермакову дружину для наказания ослушника Кучума.

Покорение Сибири Ермаком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казаки, отличавшиеся буйным нравом, привычкой к разгулу и своеволию, благодаря организаторскому таланту "велеумного ата-мана, прониклись стремлением смыть с себя тяжкие прошлые грехи и отправиться в Сибирь - "землю незнаемую". Перед походом казаки дали обет стоять всем за одного или скорее пасть, чем со срамом бежать назад. После неимоверных ратных трудов, казаки водрузили русские знамена в столице Сибирского ханства - города Кашлыке.

В конце XV века в Южном Приуралье, на реке Яике, с Дона появились "воровские люди", создавшие казачество Яицкое. С Яика казаки продлили на восток "Казанскую тропу", которая прошла через Уфимский городок на Каслинские озера по реке Синаре, через Исеть и Пышму на новую столицу Сибири - Тобольск. Так был открыт проход в Сибирь и с Южного Приуралья.

Административно земли Урала и Сибири делились на уезды, во главе которых стояли воеводы, облеченные гражданской и военной властью. Исетское Зауралье входило в состав Верхотурского и Тобольского уездов. После разгрома ханства Кучума приток русских переселенцев за "Камень" усилился. Процесс русской колонизации нередко сопровождался вооруженными столкновениями пришельцев с аборигенами - башкирами и татарами.

По инициативе уездных властей в середине XVII века создается Исетское беломестное казачество. Так называли переселенцев-крестьян, которые за службу получали землю, но "тягла" не несли - были "обеленными", получали оружие из казны, но лошадь и одежду имели свою. На главных переселенческих потоках, по собственному почину или при содействии воевод, казаки создавали опорные военные пункты - остроги. Авангардными постами на пути в Сибирь явились для Исетского края Катайский острог, построенный в 1650 году, и основанный в 1677 году острожек Колчеданский.

Колчедан

Казаки охраняли русские поселения, разъезжая на конях по правому берегу Исети от Колчеданского острожка до Шадрино - слободы, которую в 1662 году основал некто Юшко Соловей. Колчеданский острожек возник на месте стойбища богатого башкира Пекера, а первыми поселенцами по преданию считаются три брата Бабкины...

Было в Зауралье и казачество "черное", земли не имели, но за службу получавшее жалованье. При слиянии реки Багаряк с Синарой стоит деревня Чайкино. Здесь нес ратную службу казак Чайка, не оставивший после себя потомства, но на века оставив свое прозвище в названии деревни. Вероятно, казаками основано Щербаково, административно относящееся в ту пору к Колчеданскому острожку. Щербаково лежало на землях башкирс-кого бая Щербака, лицо которого было "щербатым" – изрыто оспой.

Казацкая вольница из своей среды выдвигала людей решительных, рисковых, предприимчивых. У тобольского казака, сподвижника Ермака Тимофеева Ивана Мокринского, украинца по национальности, взявшего в жены местную татарочку, родился сын Дмитрий. С юных лет в характере Дмитрия помимо природной любознательности и скрытного честолюбия проглядывала

украинская хитрость и татарская настырность. После смерти жены Дмитрий, оставив казацкую службу, уходит в Невьянский Богородицкий монастырь, где совершает постриг и принимает имя Далмата.

Портрет преподобного Далмата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдя в Далмате личность незаурядную, монастырская братия предлагает ему стать игуменом. Годы затворничества не дали выхода природным задаткам, но укрепили честолюбивого Далмата в мысли покинуть невьянскую обитель и реализовать себя, создав новое на Урале монастырское общежитие. Для выполнения задуманного нужна была "пустая", еще не занятая русским пришлым людом, земля. Для этой цели подходили исетские владения родственника усопшей жены Далмата - татарского мурзы Илигея. Далмат понимал, что с приходом русских власть татарской знати на уральские земли подходит к концу. Надо было срочно заполучить от Илигея землю...

Взяв с собой икону Успения Божией Матери, Далмат тайно покидает Богородицкий монастырь, направляясь во владения Илигея. Едва заметной тропой, теряющейся на болоте и в таежном буреломе, одинокий инок выходит к берегам долгожданной Исети. Встречный человек сообщил, что неподалеку стоят избы слободки Арамильской, а дальше-де по реке русских "поселий" нет. За пашенками арамильцев тропка пропала, и Далмату пришлось долго пробираться по лесному бездорожью, используя звериные тропы, вброд переходить ручьи и реки. На левом берегу Исети, в местности "Белое городище", Далмат вырыл себе землянку - "пещеру" - как раз на месте будущего монастыря.

По осени 1644 года объявился хозяин владений. Узнав о каком-то пришлом чернеце, Илигей замыслил убить его. Летопись гласит: перед встречей с Далматом Илигею во сне "явилась некая боголепная жена в ризах багряных с угрозой на лице и с бичем в деснице". Она запретила Илигею не только обижать Далмата, но и велела отдать ему земельные владения.

Состоялась встреча, и Илигей, признав в Далмате родственника, на радостях всучил монаху свой шлем шишак и кольчугу. Услышав от Дал мата о его задумке относительно монастыря, Илигей, усмотрев в этом выгоду для себя, отдает Дал мату свои исетские владения, протянувшиеся вдоль Исети на 60 верст при ширине в 30 верст.

К Далмату стали стекаться монахи, крестьяне, гулящий люд. Была сооружена деревянная часовня и в ней установлена икона Успения Божией Матери. А в 1650 году из Тобольска к Далмату прибыл его сын Исаак, бывший казак, постригшийся в монахи. Отец и сын - в миру Мокринские, потомки первых уральских казаков, имея первоначальный капитал в виде плодородной пахотной земли, рек и озер, полных рыбой, а лесов - ягодами, птицами, зверями, - развивают бурную строительную и колонизаторскую деятельность.

Возводится деревянная церковь с кельями для братии, а с 1678 года Далматов монастырь становится центром административного и хозяйственного управления юго-восточного Зауралья. Крестьяне, не желая платить государству подати за землю и нести тягло, охотно заключали с монастырем "рядную запись" - письменное обязательство: "жить на вотчинной земле старцев вечно, без выезду, платить пятину хлеба, две сажени дров в год, никакого бунтовства и крамолы не поднимать''. Кроме крестьян не землях монастыря оседают переселенцы из Вологодчины, с Вятки, Усолья, из Соликамска, имеющие опыт и знания в строительном и горном деле. Становясь служилыми монастырскими людьми, рудознатцы ведут по берегам Исети поиск руд.

Спрос на изделия из железа, в первую очередь, крестьянский хозяйственный инвентарь, на Урале и в Сибири был огромен. В 1668 году житель мурзинской слободы Михаил Тумашов разыскал на Невье-реке камни-самоцветы и медную руду и заявил о своей находке в Москву, а Сибирский приказ. Тумашов высказал убеждение, что и в других местах Урала можно отыскать не только самоцветы и медь, но и железную руду. В благодарность за открытие правительство выдало Тумашову награду - 134 рубля 50 копеек (миллионов пятьдесят на наши деньги) и, решив привлечь к горному делу частную инициативу, издало указ, по которому разрешалось по всей Сибири "всякого звания людям" свободно искать руду. С добытого частными лицами железа положено было брать в казну "десятый пуд* (10%). Узнав об этом, игумен Далматов-ского монастыря Исаак дает рудознатцам команду усилить поиск руды.

Бушуев В.В.

24.06.1997 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить