Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В поисках приволья

После похода Ермака Тимофеевича и завоевания ханства Кучума начался медленный, но неуклонный приток русского населения «за камень», в Зауралье и далее — в Сибирь. Ермак
Первыми, поселенцами в исетском крае по реке Исети и ее притокам были «гулящие люди» — беглые крепостные крестьяне ценральных и южных районов Русского государства, «выклики» — государственные крестьяне - переселенцы, «беломестное казачество», предназначавшееся нести службу по охране русских поселений от набегов башкир и татар.

Точные даты появления большинства деревень нашего края не установлены. По подворной переписи тобольского «переписчика» Льва Поскочина за 1680 год известно только о существовании с 1677 года Колчеденского острога и деревень Щербаково, Черемхово, Багаряк. В XVIII веке колонизация Зауралья, продолжалась. На необжитые, плодородные земли по Исети, Пышме, Синаре бегут притесняемые правительством ревнители «древнего благочестия» — старообрядцы, солдаты, не выдержавшие суровой армейской муштры, беглые каторжники. Этот пестрый контингент пополнил ряды сельских жителей.

Наиболее крупные поселения назывались слободами, а позднее — волостями. В волости входило 5-8 небольших близлежащих деревень. Чтобы иметь самостоятельный приход в центрах волостей строили церкви. Деньги на строительство церквей собирали с прихожан, т.е. местного населения. Одна из первых церквей была построена в 1705 году в селе Щербаково. Поначалу церкви строились деревянными, поэтому они часто сгорали. В первой половине XIX века повсеместно деревянные церковные постройки сменлись на каменные храмы.

Каменские церквиК середине XVIII столетия колонизация исетского края, в основном, заканчивается, В дальнейшем происходит лишь естественный прирост населения. Письменные дореволюционные сведения по истории сел и деревень нашего края весьма скудные, поэтому большое зна-чение приобретают воспоминания старожилов, легенды и предания.

 

 

 

Самым старинным поселением в нашем крае следует считать, видимо, Колчеданский острог (в настоящее время поселок Колчедан).

Колчедан

 

Острог был построен на месте стойбища богатого башкира Пекера. До сих пор сохранилось название места, где жил богач — «Пекерово селище». Еще до постройки острога, как гласит предание, первыми поселенцами этих мест были ссыльные три брата Бабкина. Колчеданскому острогу принадлежит заслуга в том, что он явился форпостом на пути движения русских в Сибирь и административно - военным пунктом для усмирения враждебных происков башкирской и татарской феодальной знати.

В конце XVII века на месте башкирского аула бая Щербака появляется русская деревня. В это же время крестьянин Шилов основал на Исети деревню Шилову, а беглый крепостной по имени Кодим деревню Кодинку. Основателем Черемхово считается Савва Черемхин, в просторечье Черемхово и сейчас называют Савино.

В 1644 году на Исети возник Долматовский монастырьДалматовский монастырь, сыгравший видную роль в административном и хозяйственном освоении всего Зауралья. Основателем монастыря был сын сподвижника Ермака Ивана Мокринского – Дмитрий, который после смерти жены постригся в монахи и принял имя Далмата.

Среди монахов монастыря было немало рудознатцев. Они-то и узнали, что на реке Каменке находятся крупные залежи железной руды, Предприимчивые чернецы во главе с сыном Далмата — Исааком незаконно захватили не принадлежащие им земли переименовав Каменку в Железенку, и построив кустарный железоделательный завод и «лоселье Железенское». В 1699 году земли, захваченные монахами, отошли в казну.

В 1701 году вместо монастырского предприятия построи ли государственный Каменский чугуноделательный завод — один из первенцев уральской металлургии.

Каменск чугуноплавильныйВозле завода рос поселок. Издавна он делился на пять частей: Барабу, Калуху, Наземку, Угол и Вороняцкую гору. Основную массу работных людей на заводе составляли при¬сланные сюда крепостные центра России, крестьяне местных деревень, «при-писанные к заводу и обя¬занные выполнять различ¬ные работы; жечь уголь, добывать и возить руду».

В 1704 году был построен дополнительно к Камен-скому Верхне-Каменскийзавод, который просуществовал до 1723 года. Возникшая возле этого завода деревня получила название Новый Завод. Рядом с Верхне-Каменским заводом, на речке Пузыришке, глинистые берега которой весной обваливались, и вода пузырилась, стояла деревня Позариха. Как видим, названия деревень Позариха и Кодинка со временем были искажены и теперь не отвечают первоначальному смыслу.

В начале XVIII века, в период правления Петра Первого, на реке Синаре появились «гулящие» люди по прозвищу Окулко, Потаскуйко и Чайка. С ними был беглый крепостной крестьянин Симонов и неизвестный казак. Сначала жили вместе. Потаскуйко по характеру был вороватый, заносчивый и драчливый. Он часто ссорился с Окулко, поэтому товарищи решили жить отдельно. Казак и Чайка срубили себе избы в устье реки Багаряк. К ним постоянно наведывались башкиры и требовали уехать. Но друзья не испугались угроз. Здесь со временем возникла деревня Казакова. После смерти казака, у которого не осталось потомства, деревня стала называться Чайкино. Потаскуйко и Симонов основали деревню Потаскуево. Рассказывают, что некий башкир решил жить в Потаскуево. Он принял христианскую веру и стал носить фамилию Новокрещенов. Поэтому, как говерят старожилы, фамилии Симонов и Новокрещенов очень распространенные в этой деревне. Окулко остался на прежнем месте и основал деревню Окулово. Одна крестьянская семья из этой деревни перебралась жить на другой берег Синары, где был густой лес и водились медведи. Детей крестьян, живших за рекой, прозвали медвежата. Так появилась фамилия Meдведевских. Любопытно также, что после смерти Окулко и Потаскуйко долгое время между жителями Окуловой и Потаскуевой сохранялась вражда.

По рассказам старожилов, лет 300 назад возникла деревня Сипава. Основателем ее считается беглый каторжник Сипаев. А деревня Боевка названа так потому, что раньше здесь жил башкирский богач — «бай».

Названия ряда сел и деревень отражают природные особенности нашего края: село Темновское (сейчас Исетское) названо от густых, темных лесов, Смолино — от смолистого, соснового леса вокруг Села, Травянское — от некогда большого озера Травяного, по названию рек Грязнушки и Белой — деревни Грязнуха и Беловодье, ранее существовавшие деревни Первая и Вторая Красногорка - по цвету левого берега реки Исети ниже устья Каменки, село Шаблиш - по одноименному названию озера.

Несмотря на природные богатства края, отсутствие помещичьего гнета, жизнь крестьянства в дореволюционную пору была тяжелой и безрадостной. Основным занятием крестьян было хлебопашество. Огромные земельные массивы входили в дачу Кеменского завода, поэтому земли общинам не хватало. Земельный надел на семью девался только на мужчин. Тяжелым бременем на крестьян ложились государственные подати, отработка не заводе. Нужда заставляла прирабатывать на стороне. Широко в нашем крае была распространена хищническая разработка полезных ископаемых, углежжение. Подрядчиками Каменского завода были купцы Осипов, Толшмяков, Кузнецов, Горяев, Лесунов. К ним-то и нанимались крестьяне в поисках заработка.

КаменскЖелезная руда, например, зачастую была возле деревень или даже на территории деревень. Так, в Сипаве арендатор Толшмяков опаивал крестьян водкой, скупал по дешевке их огороды и на них добывал руду. Вообще, разведка руды не произ-водилась. Копали там, где была обнаружена красная глина. Добычу руды делали вручную, деревянными кайлами и клиньями. Руду доставали бадьями или корзинами с помощью ворота. Копали шурфы до 15—20 сажень глубиной, Крепления в шахте никаких не делали, поэтому бывали обвалы и гибель людей. Заработки на шахтах не были высокими. Доходы подрядчиков исчислялись тысячами золотых рублей, а сотни и тысячи крестьян перебирались с хлеба не квас, постоянно голодали.

Дореволюционная деревня была патриархальной, забитой и нищей. Избы большинства крестьян имели 2-3 окна. Вместо стекол использовалась брюшина. В избах было сыро, со стен текло. Печи делали из глины, и нагревали они плохо. Тепло давали корчаги с углями, поставленные по углам избы. В этих же корчагах пекли хлеб. Ложки и миски выдалбливали из дерева. Сит для просеивания муки не было. Долгое время крестьяне не знали соли. В дерев не обычно имелось 3-4 магазина, которые содержали местные купцы, и кабак. В некоторых селах проводились ежедневные базары, а по праздникам - ярмарки. В воскресные и праздничные дни молодежь играла в шаровки, бабки, карты. Далеко не везде работали частные или церковно-приходские 2-х и 3-х классные школы, поэтому низкой была грамотность сельского населения. Только Октябрьская революция вывела крестьянство из нужды, бедствий и бесправия.

В.В. Бушуев

январь 1984 г.

Фотографии с сайта Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

 

Комментарии   

+1 #1 Лидия Егорова 18.02.2016 22:57
Пожалуйста, помогите узнать, кто были мои бабушка и дедушка, их звали Евгения и Иван Шиловы. Их и трёх младших братьев дедушки и новорождённого младенца в 1919 году жестоко убили, забили кольями в Чув-Кармалах Аургазинского р-на, похоронить не разрешили. Маме был 1 год, ее спасли и вырастили добрые люди. Дали ей фамилию - Николаева. Она говорила, что не знала, кто были её родители, лишь перед смертью она назвала фамилию отца. Почему она молчала? Чего боялась? Буду очень вам признательна, если вы поможете разгадать эту тайну! С уважением, Лидия Егорова.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить