Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тайна древних изображений.

Мощное половодье 1927 года исключало возможность детального осмотра тагильских скал. Временами лодку несло на утесы, и надо было вовремя увернуться от удара, орудуя обоими веслами…

Tagil-reka

1. В.Н.Чернецов и другие.

Будучи студентом Ленинградского университета, двадцатидвухлетний Валерий Чернецов, поработав в приобской экспедиции, жизненную траекторию связал с изучением истории финно-угров. Особенно интересовали манси. Они напоминали индейцев из романов Фенимора Купера. Дети тайги, названные не то от слова « маленькие», не то « живущие в глухом месте», не имеющие ни алфавита, ни учебника родного языка, но судя по богатому фольклору- мифам и сказаниям, имеют глубинные уральские корни. Годами не выходя из экспедиционного состояния, Валерий Николаевич Чернецов - дипломированный этнограф, открыв доселе не известные памятники древней культуры Нижнего Приобья , не выпускал из виду уральские «писаные камни»- наскальные изображения, которые представляют собой одну из самых ценнейших и редчайших категорий исторических памятников. Надо было выяснить этническую принадлежность, возраст и, и внутренний смысл наскальных изображений. Впервые о «Писаном Камне» на реке Вишере упоминается в одном из актов 17-го века. В литературе «писаницы» известны из сочинений путешественников 18- го века Витзена, Страленберга, Миллера.

Чернецов

Сбором сведений о писаницах, на протяжении 19- го века, занимались историки и краеведы. Чаще упоминалась река Тагил. По этой реке покорять Сибирь плыл со своими головорезами Ермак Алёнин, оставив следы своего пребывания- укреплённый рвом и валом городок у горы Медведь-Камень. На вершине горы в ту пору существовало «вогульское капище»- жертвенное место, на скалах казаки видели причудливые рисунки, нанесённые красной краской. С реки Тагил начал изучение уральских писаниц В.Н.Чернецов. …

Tagil-medved

Осень 1938 года оказалась более удачной. Купив в деревне Прянишниково деревянную лодку, Валерий Николаевич отправился вниз по Тагилу. На этот раз донимали речные мели. Неприятно проходить порог «Большаковский перебор», когда сильное течение и торчащие из воды камни. По верёвочной лестнице удалось спуститься к Зенковской скале. Рисунки находились на пятнадцатиметровой высоте, снизу к ним доступа не было. Изображения сохранились хорошо, а композиция писаницы оказалась лучшей из известных. На удачные фотоснимки нельзя было рассчитывать, поэтому рисунки приходилось копировать- работа сложная и кропотливая… Выучив туземный язык В.Н.Чернецов явился одним из создателей алфавита и учебника мансийского языка. Общаясь с аборигенами, учёный выявил важную особенность в изобразительном искусстве хантов и манси- охотничьи затёсы на деревьях, рисунки на бересте, татуировка на руках женщин были тождественны некоторым типичным фигурам писаниц. Вблизи наскальных изображений были и старинные культовые места манси. По археологическим данным ареал писаниц совпадал с территорией протоугров- предков хантов и манси. Этническая принадлежность писаниц была определена. Полное сходство рисунков загородок и ловушек на костяных наконечниках стрел, изображение уточек и охотничьих загонов на глиняной посуде эпохи неолита, позволило В. Чернецову время появления уральских наскальных изображений отнести к рубежу 3, 2-го тысячелетий до нашей эры. К 17-му столетию приходится конец бытования писаниц. В средневековье рисунки становятся схематичными, появляются изображения креста, как символа пришествия христианства, родовые «знамёна»- знаки, ставящиеся вместо подписи. В 50-е, 60-е годы В.Н. Чернецов организует исследование наскальных изображений на реках Реж, Нейва, Ирбит, Серга. Привлекая данные других районов Урала приступает к обобщению собранного материала, используя археологические данные и археологические сведения, взятые из прошлого зауральских и приобских угров. В итоге, в 1971 году появляется научный труд под название «Наскальные изображения Урала». ural pisan
Между тем, поиск новых местонахождений древних рисунков продолжался. В 70-е годы, писаницами занялись свердловские археологи во главе с Валерием Трофимовичем Петриным. Учёные, зимой на лыжах, а летом- на байдарках исследовали берега уральских рек и нашли группы изображений на Прокопьевской Салде, Юрюзани, Ае, Белой. Найдены, в дополнение к ранее известным росписям Каповой пещеры, палеолитические рисунки Игнатовской и Серпиевской пещер. Рисунки пришлось долго отмывать от наслоений копоти факелов многочисленных посетителей. Бывали открытия неожиданные. На реке Уфе, на ночёвку остановились в одном из гротов. На утро, разжигая костёр, потребовалось насадить топор на топорище. Когда топорищем ударили об скалу, то оказалось, что ударили по одной из фигур ранее неизвестной писаницы, и назвали её Араслановской … Одной из задач нашего пеше-водного туристского похода по Северному Уралу в 1986 году было исследование так называемого «Писаного Камня» на реке Унье- левом притоке реки Печёры. На Унье много скал, населения нет, и мы, на своих катамаранах, пролетели мимо заветного камня, не приметив его. Драматичным оказался очередной маршрут по реке Тагил осенью 1980 года. Воды в реке катастрофически мало, на Большаковском переборе о камни порвали байдарку, по ледяной воде выбирались к берегу. Наскоро заклеили пробоину лейкопластырем, и я поплыл дальше, а брат бежал по берегу, чтобы согреться. Пять дней боролись с мелководьем и холодом, пока не добрались до села Мугай, откуда автостопом- на железную дорогу. А на Тагиле мы нашли две неизвестных писаницы и три жертвенных места! В итоге разведки 70- 80- ых годов выявлены локальные особенности писаниц, новые сюжеты, связь писаниц с жертвенными местами. 


 

2. Смолинская писаница.

История формирования наскальных изображений Урала по времени совпадает с появлением петроглифов - высеченных на поверхности скал слабо углубленных изображений людей, птиц, животных. На карельских скалах видны лодки с гребцами, воины. На скалах реки Ангары изображены вереницы лосей. Рисунки, повествующие о героических событиях в жизни индейцев Оджибва, имеются на скалах Северной Канады. Однако, по содержанию, назначению, манере исполнения, уральские наскальные изображения – творение уникальное. «Писаницы по их лаконичности , можно сравнить с графическими формулами», - писал В.Н.Чернецов. Уральские рисунки не имеют никакого отношения к пиктографии-образному письму, служившему для закрепления каких- либо мыслей или событий, или к идеографическому письму- изображению предметов без звуковой стороны речи, или к иероглифам- рисуночным знакам неалфавитного письма. В писаницах присутствуют устойчивые типы фигур - образы людей, копытных животных, птиц, охотничьих загонов и орудий рыбной ловли, которых В.Чернецов выделил в четыре сюжета. Знаками обозначались солнце, луна, небосвод, радуга. Рисунки возникли не от любви к искусству. Писаницы были связаны с вопросом существования первобытного коллектива. В отличие от петроглифов, кратковременность писаницы была обусловлена тем, что смысловой акцент приходился не на рисунок, а на его изготовление и сопровождающие обряды. Служитель культа минеральной краской - охрой, смешанной с жиром и кровью жертвенного животного, пальцем наносил рисунок на скалу. Рисунки получались монохромными -т.е. одноцветными, безобьёмными, плоскостными. Содержанием писаницы являлось привлечение в ловушки зверя, птицы или рыбы и удержание в ловушках добычи. Район писаницы соответствовал определённой территориальной общности. Охота представляла весь хозяйственно-бытовой уклад угров. Роль рыбной ловли также была значительной. garpun
Об этом свидетельствуют находки на территории Шигирского торфяника в местах стоянок разных эпох - от мезолита до железного века: большое количество гарпунов и игловидных наконечников стрел для охоты на рыбу, деревянных острог, поплавков, костяных крючков, сетевых грузил, рыболовных сетей из крапивного волокна. 
Ловля рыбы относилась к коллективным видам промысла, и для изготовления ловчих сооружений требовалось усилие нескольких семей. Коллективным было и потребление. 

Ozera-zauralyaОзёра Зауралья были забиты рыбой. Здесь же гнездилась дичь. Летом начиналась охота на линную птицу, когда утки гуси линяли , не могли летать, их добывали в огромном количестве. Протоки на реках создавали удобные места для устройства хитроумных ловушек. Именно рисунки двух рыболовных сооружений корзиночного типа - котца и хвостуши, я увидел на скале левого берега Исети, возле речных протоков, ниже порога Ревун. Смолинская писаница создавалась по канонам эпохи бронзы: южная ориентировка рисунков, ровная поверхность плиты, скальный козырёк, закрывающий рисунки от влаги. Было три группы изображений. К сожалению, контрагентами писаниц могут быть не только атмосферные явления. Костры рыбаков и туристов раскаляли скалу, и от температурных колебаний верхний слой плиты с рисунками разрушился, покрылся копотью и сетью трещин. Сохранились две фигуры центральной группы. Аналогию этим изображениям можно видеть на Первой Бородинской скале на реке Реж. Рисунки котца и хвостуши позднего происхождения - начало 2-го тысячелетия нашей эры… Заостряя внимание на южной ориентировке уральских писаниц, упомяну о «Смолинской спирали», которая находится в ста метрах от писаницы. Не отклоняя предположения о назначении «спирали», как инструмента для астрономических наблюдений, правомерно отнести этот памятник к протоугорской солярной символике. Солярный символ в виде круга или концентрических кругов, встречается в писаницах реки Тагил. В 1938 году челябинский археолог Константин Владимирович Сальников, со слов местных жителей, сообщил о писанице на реке Синаре возле деревни Чайкино. Над рекой, на скале , виднелось изображение людей , танцующих вокруг чашки. Под «чашкой» надо понимать солярный знак. Скала с писаницей уничтожена взрывными работами в советское время. Сюжет Синарской писаницы может быть отнесён к культу солнцепочитания, который был у древних жителей нашего края- угров. Необходимо беречь и сохранить наследие древности. Забвение прошлым обернётся забвением ныне живущих.

Бушуев Виктор Владимирович .

01.12. 2011г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить