Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Братство Когтистого Старика

 

1. Тотемы

С уходом ледника природные условия улучшились. В мезолите, приблизительно двенадцать тысяч лет назад, осваивать Урал пришли европеоиды — предки финно-угров. Наружность протоугров мало отличалась от внешнего облика совеременных хантов и манси: кожа белая, круглолицые, скуластые, волосы длинные, черные, рост чуть ниже среднего. Охотничьи группы представляли собой кровнородственные коллективы. Пришельцы вели подвижной образ жизни, знали лук и стрелы, приручили собаку, занимались рыболовством, охотой на водяных птиц. Кратковременное пребывание одной из таких групп, под скальным навесом на реке Багаряк, в 70- годы обнаружил свердловский археолог Валерий Трофимович Петрин. В гроте, на полуторометровой глубине, найдено костровище, кремневые заготовки для наконечников стрел. Шесть тысяч лет назад миграционные процессы стали затухать, на Среднем и Южном Зауралье сформировалась древняя угорская общность. В думах о прародителе люди обратились к природе, считая одушевленным и огонь и воду, и весь животный и растительный мир. Не только по характеру и особенностям местности, где обитали уральцы - «болотные люди», «лесные люди» произошли названия бродячих коллективов, но и от животного, которое приобрело для людей образ божества, родоначальника, прародителя. Возникло поклонение тотему — изображению животного, которое считалось покровителем рода. Знак тотема наносили на тело или одежду. В первобытном коллективе существовал культ матери. Женщины были охранительницами домашнего очага, как символа родства. Дети знали мать и родственников по материнской линии. Определить отцовство было не возможно. Со временем установилась экзогамия — половые отношения в коллективе родственников были запрещены. Браки стали совершаться между коллективами, но начались столкновения из-за женщин. Вражду прекратила, возникшая у протоугров, дуальная организация — сочетание двух экзогамных групп в одно взаимнобрачное объединение. Единым прародителем братства (фратрии) Пор был медведь - «Когтистый Старик», другая фратрия — Мош, вела родство от Великой болотной женщины, имевшей образ лягушки. Каждое из братств состояло из нескольких территориальных общностей, куда входили отдельные семьи. Общности имели своих тотемных предков - «родственников» медведя и Лягушки (Лося, Филина, Зайчиху и др.). Установились святилища — культовые центры общностей, где проводились календарные празднества в честь прародителей. Образцы тотемных предков, через мифы и сказания, закреплялись в сознании поколений, нашли отражение в резной скульптуре. В середине 19-го века, севернее города Екатеринбурга, при вскрышных работах на Шигирском и Горбуновском торфянике, были найдены стоянки угров, обнаружены прекрасно сохранившиеся в торфе художественные реалистические деревянные культовые фигурки медведей, лосей, гусей, уток. Среди находок — так называемый Шигирский идол — с человеческим ликом деревянная фигура в виде столба, высотой в пять с половиной метров при ширине в двадцать сантиметров. Кстати, в 1962 году, ребята из средней школы № 11 города Каменска-Уральского нашли на Мазулинском торфянике черепки древней посуды и костяной наконечник стрелы. Артефактом было не менее четырех тысяч лет. Вместе с ребятами я отправился к торфянику, но найти место находки не удалось, т.к. верхний почвенный слой, вместе с кустарником и деревьями, был сорван техникой и свален в кучи, и в этом хаосе было трудно что-либо отыскать. Когда-то на месте торфяника располагалась большое озеро, и наверняка здесь селились древние уральцы.


 

2. Идолы Зауралья.

Искусно обрабатывая кремень и яшму, уралец присматривался к необычным блесткам в твердых горных породах. Так была открыта самородная медь, и около трех тысяч лет назад вдоль восточного склона Урала, с верховьев реки Тагил на севере и реки Миасс – на юге, появляются очаги медной металлургии. В этих очагах велась плавка металла, изготовление различного рода изделий. В 18-ом веке русским рудознатцам были известны «чудские копи» на реке Багаряк между деревней Усманово и Колпаково, и сейчас, вдоль высокого левого берега Багаряка, тянутся глубокие ямы – следы древних разработок. На Багаряке крупнейшие залежи меди и олова. Сплав меди и олова дает бронзу – металл прочнее меди и с температурой плавления более низкой, чем у меди. Бронзовые слитки переплавляли на костре, по формам, изготовленным из камня, глины или песка отливали орудия труда, оружие, украшения. Появление нового природного материала, изумление небывалым техническим открытием, наделило металл анимистическим свойством, способностью служить для человека оберегом. В очагах медной металлургии возникает металлопластика, складываются локальные стилевые особенности культовых изображений, неизменным остается видовой состав тотемных образов. …И сегодня верховья реки Реж и ее притока – реки Адуй безлюдны и диковаты. Вокруг непроходимые леса, топкие болота. Еще до революции, крестьянин Шайтанской волости А.И. Злобин в расщелинах скалы Адуйский Камень нашел медную диковинную вещицу – человекообразную фигуру с элементами человека и зверя, рядом находилась медная фигура птицы со сломанным крылом. Адуйский идол, длиной в 37,6 см, является самым большим из найденных на Урале древовидных полуобъемных культовых фигур. На площадке скалы оказалось древнее святилище. Среди жертвенных вещей отдаленных эпох, археологи нашли курьезную «жертву» - оловянный свисток начала 19-го века. Оказывается сюда, тайком, приходили манси – потомки древних угров, они и оставили необычное приношение. Известно, что манси были обращены в православную веру в начале 18-го века, но почитание культовых мест говорит об исключительно устойчивых традициях угорского населения. Русские переселенцы на пашне находили «идолов» и «чудочек», продавали перекупщикам и антикварам. Сбором древнеугорской металлопластики занимался и музей Уральского Общества Любителей Естествознания, созданный в 1870 году, но и ныне культовые фигуры, существовавшие в Зауралье в первом тысячелетие до нашей эры, относятся к числу случайных, редких находок. Основную часть культовой металлопластики составляют орнитоморфные фигуры. Изготовление фигурок птиц было связано с заупокойным культом. Дыхание и жизненное начало человека отожествлялось с образом птицы, живущей у головы. После смерти сородича делалась фигурка птицы, куда душа умершего могла определиться, найти себе убежище до ее повторного возрождения в новорожденном младенце. Фигурки наследовались по женской линии; если женщина умирала и у нее не оказалось дочерей, все фигурки прятались в особый тайник. Местами таких хранилищ являлись гора Азов и гора Караульная в верховьях реки Чусовой. Здесь найдено шесть десятков «птичек». В средневековье, ханты и манси делали деревянные «вместилища души» - человекообразные фигурки, которые весной, с прилетом уток, сжигали.


 

3. Смолинское святилище.

В нашем крае культовая металлопластика найдена в двух местах – возле деревни Стариково в 1910 году, на пашне – две человекообразные фигуры и на берегу озера Тыгиш десять лет назад – птицевидная фигура… Июльское утро 2009 года. Район пещеры Смолинской исхожен вдоль и поперек, но на этот раз со мной металлоискатель. В одном из примыкающих к реке Исети ложков, тянется слабо выраженная насыпь, вроде вала. Поблизости – карстовые воронки, образующие на поверхности сеть впадин и ям, под ногами ковер из сосновой хвои. Веду металлодетектором по верхушке вала.

Исетское святилище min

Неожиданно монитор показал наличие металла. Потревоженный заступом темноокрашенный гумус издавал тонкий, притягивающий аромат. Покрытые патиной, причудливые фигуры стояли полукругом, образуя три самостоятельные группы. «Идолы» источали фимиам. В первой группе предстали три менква – лесные духи, покровители фратрии Пор, вылитые из меди, в полуобъемной, древовидной манере. Два менква стояли вертикально, с грозным видом уставившись на белый свет. Третий менкв сотни лет назад упал, впечатавшись в грунт. А упал он постольку, поскольку жертвенное место было покинуто людьми. Рядом с лесными существами, с полунаклоном, стоял «парящий сокол» - тотемный предок одной из генеалогических групп. В полуторах метров северо-западнее располагались тотемные предки иного облика: птица в геральдическом положении-гусь и ещё одна медная фигура ,совмещающая два образа-ворона и муравья. К северу от второй группы стояла антропоморфная фигура с усами . Один ус был обломан - тотемный предок в облике жука. Здесь же лежало крыло – остатки от птицевидной фигуры, изображение которой часто встречается в наскальных рисунках протоугров.

Культовые фигуры Смолинского святилища

Все фигуры святилища имеют «наголовья» - выступы, означающие силу . Менквы, длиной по пятнадцать сантиметров, отлиты в одной литейной форме . Длина других изделий от восьми до двенадцати сантиметров, все они из разных литейных форм, причём фигура сокола выполнена мастерски, реалистично. «Идолы», вероятно, изготовлены на святилище, на местных рудных разработках. Для устройства ямных рудоплавильных печей могли быть использованы карстовые воронки. Святилище было центром притяжения территориальной общности фратрии Пор. Привлекательность выбранного места заключалась в необычном геоморфологическом разнообразии: украшенный скальными обнажениями равнинный рельеф, необузданный речной поток ,вызывающий трепет и поклонение божествам воды. Темнеющий зев пещеры мог восприниматься, как женское начало или, как ограничителная линия земного и скрытного сакрального пространства. Замечательно и присутствие медной руды на контакте извержённых и осадочных пород. Святилище было местом выхода положительной энергии, так как назначением жертвенного места был культ почитания предков, дающий силу живущим и грядущим поколениям. Фигуры определённого облика соответствовали территориям генеалогических тотемных групп, живших по берегам Исети, Багаряка и Синары, на озёрах междуречья Исети и Сысерти. Население делилось на лесостепные и охотничьи коллективы, имевшие многоотраслевой или охотничье-рыболовческий тип хозяйства. Была и специализация в виде зачатков металлургического производства. Слабая археологическая изученность нашего края периода бронзы (около трёх тысяч лет назад) даёт поверхностную картину расселения аборигенов. Поселения этого периода известны на реках Синара, Багаряк, Караболка и на Исети – селище Лужки , найденное археологом Владимиром Семёновичем Стоколосом и селище Шиловское, которое я нашёл в 1957 году, в одиннадцатилетнем возрасте. В эпоху бронзы братство Пор являлось устойчивым этническим образованием, развитие которого не нарушалось посторонним воздействием. Опираясь на исследования выдающегося археолога и этнографа Валерия Николаевича Чернецова (1905- 1970г), посвятившего свою жизнь изучению древней истории финно-угров Зауралья и Западной Сибири, Смолинское святилище следует отнести к протоугорской этно-культурной общности, а культовые фигуры датировать 7- 6 веками до нашей эры. Судя по культурному слою, святилище функционировало до начала 1-го тысячелетия нашей эры и было покинуто, когда под давлением кочевников – тюрок последовала миграция коренного населения в северном направлении. Позднее, в начале 18–го века, на Урале задымили петровские заводы, на потребу заводам вырубались леса. Потомки древних угров –вагулы и остяки – так русские называли манси и хантов, вынуждены были уйти ещё дальше – в тайгу, в непролазные болота Северного Зауралья и Приобья, где пребывают и по сей день. К Смолинскому святилищу могут иметь отношение ещё три археологических памятника, расположенных поблизости . Во – первых, Смолинская пещера, над входом которой фиксируется ров и вал городища. Ещё до революции, молодой екатеринбургский учёный Михаил Викторович Малахов нашёл, как он пишет, следы обитания древних людей в Смолинской пещере, но что конкрено нашёл-не сообщил. Заметим, что под жильё пещеры не использовались, ввиду их особого положения в анимистическом сознании угров. Во второй половине 19–го века, на реках Пышме и Кунаре, в пещерах, горный инженер Фердинанд Юстинович Гебауэр раскопал два жертвенных места. Жертвоприношения могли совершаться и в Смолинской пещере. Во– вторых, на левом берегу реки Исети, ниже порога Ревун, на скале, мною найдены фрагменты разрушенной писаницы . Сохранились древние, едва различимые, изображения орудий рыбной ловли. В-третьих, Смолинская спираль - уникальный мегалитический памятник эпохи бронзы, изобретение древних угров, инструмент для астрономических наблюдений. Памятник находится в ста метрах от упомянутой писаницы и в шестистах метров от Смолинского святилища. Обряды и празднества, связанные с культом предков, весенним оживанием природы, идеей размножения, в социальном аспекте служили для укрепления единства филиальных локаций братства. Культовые церемонии носили календарный характер, увязывались с определённым временем года и стоянием солнца. Сроки начала церемоний определялись астрономическим наблюдением. Первые дни празднества, начинавшегося во время зимнего солнцестояния, посвящались Когтистому Старику, исполнялись песни и сказания о медведе и о происхождении людей «Пор». Далее, являлись предки тотемных групп - «родственники» медведя в своих костюмах, своей песней и своим танцем. Заключительная часть праздника происходила около весеннего равноденствия, когда совершались театрализованные охотничьи обряды, имевшие целью стимулировать увеличение количества зверя, птицы и рыбы, привлечение их в ловушки и удержание в них. Такими магическими действиями люди стремились обеспечить себе удачу в предстоящем промысле. Комплекс смолинских природно-археологических памятников требует всестороннего научного изучения и охраны государством.

Бушуев Виктор Владимирович.

10.11.2011г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить