Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

3. Смолинское святилище.

В нашем крае культовая металлопластика найдена в двух местах – возле деревни Стариково в 1910 году, на пашне – две человекообразные фигуры и на берегу озера Тыгиш десять лет назад – птицевидная фигура… Июльское утро 2009 года. Район пещеры Смолинской исхожен вдоль и поперек, но на этот раз со мной металлоискатель. В одном из примыкающих к реке Исети ложков, тянется слабо выраженная насыпь, вроде вала. Поблизости – карстовые воронки, образующие на поверхности сеть впадин и ям, под ногами ковер из сосновой хвои. Веду металлодетектором по верхушке вала.

Исетское святилище min

Неожиданно монитор показал наличие металла. Потревоженный заступом темноокрашенный гумус издавал тонкий, притягивающий аромат. Покрытые патиной, причудливые фигуры стояли полукругом, образуя три самостоятельные группы. «Идолы» источали фимиам. В первой группе предстали три менква – лесные духи, покровители фратрии Пор, вылитые из меди, в полуобъемной, древовидной манере. Два менква стояли вертикально, с грозным видом уставившись на белый свет. Третий менкв сотни лет назад упал, впечатавшись в грунт. А упал он постольку, поскольку жертвенное место было покинуто людьми. Рядом с лесными существами, с полунаклоном, стоял «парящий сокол» - тотемный предок одной из генеалогических групп. В полуторах метров северо-западнее располагались тотемные предки иного облика: птица в геральдическом положении-гусь и ещё одна медная фигура ,совмещающая два образа-ворона и муравья. К северу от второй группы стояла антропоморфная фигура с усами . Один ус был обломан - тотемный предок в облике жука. Здесь же лежало крыло – остатки от птицевидной фигуры, изображение которой часто встречается в наскальных рисунках протоугров.

Культовые фигуры Смолинского святилища

Все фигуры святилища имеют «наголовья» - выступы, означающие силу . Менквы, длиной по пятнадцать сантиметров, отлиты в одной литейной форме . Длина других изделий от восьми до двенадцати сантиметров, все они из разных литейных форм, причём фигура сокола выполнена мастерски, реалистично. «Идолы», вероятно, изготовлены на святилище, на местных рудных разработках. Для устройства ямных рудоплавильных печей могли быть использованы карстовые воронки. Святилище было центром притяжения территориальной общности фратрии Пор. Привлекательность выбранного места заключалась в необычном геоморфологическом разнообразии: украшенный скальными обнажениями равнинный рельеф, необузданный речной поток ,вызывающий трепет и поклонение божествам воды. Темнеющий зев пещеры мог восприниматься, как женское начало или, как ограничителная линия земного и скрытного сакрального пространства. Замечательно и присутствие медной руды на контакте извержённых и осадочных пород. Святилище было местом выхода положительной энергии, так как назначением жертвенного места был культ почитания предков, дающий силу живущим и грядущим поколениям. Фигуры определённого облика соответствовали территориям генеалогических тотемных групп, живших по берегам Исети, Багаряка и Синары, на озёрах междуречья Исети и Сысерти. Население делилось на лесостепные и охотничьи коллективы, имевшие многоотраслевой или охотничье-рыболовческий тип хозяйства. Была и специализация в виде зачатков металлургического производства. Слабая археологическая изученность нашего края периода бронзы (около трёх тысяч лет назад) даёт поверхностную картину расселения аборигенов. Поселения этого периода известны на реках Синара, Багаряк, Караболка и на Исети – селище Лужки , найденное археологом Владимиром Семёновичем Стоколосом и селище Шиловское, которое я нашёл в 1957 году, в одиннадцатилетнем возрасте. В эпоху бронзы братство Пор являлось устойчивым этническим образованием, развитие которого не нарушалось посторонним воздействием. Опираясь на исследования выдающегося археолога и этнографа Валерия Николаевича Чернецова (1905- 1970г), посвятившего свою жизнь изучению древней истории финно-угров Зауралья и Западной Сибири, Смолинское святилище следует отнести к протоугорской этно-культурной общности, а культовые фигуры датировать 7- 6 веками до нашей эры. Судя по культурному слою, святилище функционировало до начала 1-го тысячелетия нашей эры и было покинуто, когда под давлением кочевников – тюрок последовала миграция коренного населения в северном направлении. Позднее, в начале 18–го века, на Урале задымили петровские заводы, на потребу заводам вырубались леса. Потомки древних угров –вагулы и остяки – так русские называли манси и хантов, вынуждены были уйти ещё дальше – в тайгу, в непролазные болота Северного Зауралья и Приобья, где пребывают и по сей день. К Смолинскому святилищу могут иметь отношение ещё три археологических памятника, расположенных поблизости . Во – первых, Смолинская пещера, над входом которой фиксируется ров и вал городища. Ещё до революции, молодой екатеринбургский учёный Михаил Викторович Малахов нашёл, как он пишет, следы обитания древних людей в Смолинской пещере, но что конкрено нашёл-не сообщил. Заметим, что под жильё пещеры не использовались, ввиду их особого положения в анимистическом сознании угров. Во второй половине 19–го века, на реках Пышме и Кунаре, в пещерах, горный инженер Фердинанд Юстинович Гебауэр раскопал два жертвенных места. Жертвоприношения могли совершаться и в Смолинской пещере. Во– вторых, на левом берегу реки Исети, ниже порога Ревун, на скале, мною найдены фрагменты разрушенной писаницы . Сохранились древние, едва различимые, изображения орудий рыбной ловли. В-третьих, Смолинская спираль - уникальный мегалитический памятник эпохи бронзы, изобретение древних угров, инструмент для астрономических наблюдений. Памятник находится в ста метрах от упомянутой писаницы и в шестистах метров от Смолинского святилища. Обряды и празднества, связанные с культом предков, весенним оживанием природы, идеей размножения, в социальном аспекте служили для укрепления единства филиальных локаций братства. Культовые церемонии носили календарный характер, увязывались с определённым временем года и стоянием солнца. Сроки начала церемоний определялись астрономическим наблюдением. Первые дни празднества, начинавшегося во время зимнего солнцестояния, посвящались Когтистому Старику, исполнялись песни и сказания о медведе и о происхождении людей «Пор». Далее, являлись предки тотемных групп - «родственники» медведя в своих костюмах, своей песней и своим танцем. Заключительная часть праздника происходила около весеннего равноденствия, когда совершались театрализованные охотничьи обряды, имевшие целью стимулировать увеличение количества зверя, птицы и рыбы, привлечение их в ловушки и удержание в них. Такими магическими действиями люди стремились обеспечить себе удачу в предстоящем промысле. Комплекс смолинских природно-археологических памятников требует всестороннего научного изучения и охраны государством.

Бушуев Виктор Владимирович.

10.11.2011г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить