Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание материала


3. Река Исеть. Смолинское святилище.

Исследователь истоков русской истории А.А. Спицын считал, что археологических памятников нет там, где их не ищут. Действительно, когда на крыльях рвёшься в поиск, археологическое открытие носит закономерный, а не случайный характер. В полной мере это утверждение относится к Смолинскому святилищу - древнему культовому памятнику, найденному в июле 2009-го года. С детства не верилось, что чудесный уголок уральской природы - окрестности Смолинской пещеры не привлекал к себе древнее население края, не был для них заповедным. Святилища, на мой взгляд, от заурядного «жертвенного места» отличаются масштабной духовной значимостью для сравнительно больших, этнокультурных коллективов.

Святилище - поминальное место тотемных групп, имеющих своих прародителей и фратриального предка - единого для всех. Святилище – место, где чтилась связь поколений. Такое культовое место уникально, прежде всего, как исторический источник, связанный с внутренним, духовным миром первобытного человека...

Найденный памятник находится в 400-ах метрах на север-северо-восток от входа в Смолинскую пещеру, по линии основного направления карстовой полости, на правом берегу реки Исети, на высоте двадцати метров, в смешанном лесу, с преобладанием сосны. Местность вокруг неровная, покрытая, различного размера, карстовыми воронками и провалами. Вполне вероятно, что в этом районе находился выход или второй вход в пещеру. Видны здесь и следы добычи известняка в советское время.

Место обнаружения культовых фигур расположено на привлекшем моё внимание, едва заметном насыпном валу, тянущемся вдоль левого склона сухого узкого ложка, падающего в сторону Исети. В срединной части вала, приборным поиском, было обнаружено три местонахождения культовых фигур.

Ритуальный комплекс локализовать сложно: вероятно, к территории памятника относится вал и две неглубокие ямы у места находки «идолов», одна из ям - карстового происхождения. С правой стороны ложка, напротив места находки, имеются впадины, представляющие, возможно, заплывы ям - жертвенных домиков. Не заметно следов жертвенника и места, где совершались трапезы.

SmolinskoeSvyatiliche min

Площадь святилища равняется, приблизительно, 150 кв. м. Косвенное отношение к культовому месту могут иметь две горных выработки в извержённой породе, по правому берегу Исети, а также метрах в 150-и от памятника, выше по реке- две округлые насыпи диаметром до 7 м и высотой до 0,3 м. Небольшие насыпные холмики есть юго-западнее святилища.

Мало найти, но ещё и объяснить. Топографическое положение святилища, наверняка, обусловлено геоморфологической особенностью местности - каньонообразной долиной реки Исети, наличием мощного речного порога, присутствием карстовых образований и, главным образом, большой пещерной полости.

Святилища - поминочные объекты, места, где произошло рождение мифических тотемных предков, среди различного типа археологических памятников, очень редки. Как правило, внешних признаков святилища не содержат, не везде имеется и культурный слой. Например, не найден культурный слой ни под скальным навесом, ни под корнями сосны хранилища культовых фигур Азов-горы. Случайные, единичные находки «идолов» на горе Караульной у города Сысерти, на озере Карасьем у деревни Стариково, на обочине дороги у озера Тыгиш могут быть не связаны с культурным слоем. Три пункта с находками культовых фигур на Смолинском святилище также не содержат культурных отложений. Медные фигурки находились в гумусе среди каменистого субстрата на глубине 15-18 см от дневной поверхности. По мотивам и манере изображений поделки плоского литья Смолинского сакрального места имеют традиционно устойчивые черты, типичные для Среднего Зауралья - широкие хвосты птицевидных идолов, антропоморфизованные древовидные фигуры, «птичье наголовье» в виде бугорков или горизонтальных чёрточек на головах фигур и др. Вместе с тем, имеются и местные особенности: пантеон образов тотемных предков содержит антропоморфную фигуру с «косичкой», у «парящей» птицы, вместо клюв а- морда медведя. Доминанта образа прародителя фратрии Пор незримо довлеет над всеми фигурками святилища.

SmolinskoeSvyatilicheFigury min

Три фигуры менквов - духов охранителей братства Когтистого Старика, выполненных в образе человека-медведя, были вкопаны в грунт, стояли вертикально, подчёркивая особую значимость фратриального предка.

Пункт Первый, главенствующий, кроме древовидных полуобъёмных фигур менквов, имеющих наголовья - признак силы, содержал также образы двух тотемов горно-лесного Зауралья - сокола и, вероятно, лося. Здесь же хранился солярный символ - бляха.

Пункт Второй состоял из изображения предков двух тотемов лесостепной зоны Зауралья - ворона и гуся и пункт Третий представлен прародителем в образе барана одной из локальных филиаций зауральской степной полосы.

Культовое изделие своей формой и антропоморфным изображением напоминает каменные стелы западно-сибирской степи. В третьем пункте найдено крыло, принадлежавшее фигуре орла...

Датирующим материалом для Смолинского святилища являются найденные поделки плоского литья, изготовленные в каменных литейных формах, применявшихся на Урале в первой половине 1-го тыс.до н.э. Бляха из святилища, имеющая «петельку крестом», каменогорско-иткульского типа. Культовые фигуры данного облика, являлись образами тотемных предков локальных филиаций, входивших в протоугорскую территориальную общность братства Пор и населявших горно-лесные и лесостепные районы Среднего и Южного Зауралья с 7-го по 4-ый века до н.э. Под воздействие инокультурных групп, во второй половине 1-го тыс. до н.э., святилище было покинуто. Культовые фигуры Смолинского святилища в 2012 году сфотографированы сотрудником Свердловского областного краеведческого музея С.Н.Паниной и поступили в научный оборот.

Комментарии   

+6 #4 Бушуев Михаил 05.08.2013 09:54
Добавлю и я от себя по теме: ЧЕРЕМИССКИЙ ВАЛ. Практически неисследованный памятник археологии начала нашего века (точной датировки не существует), находящийся за деревенькой Черемиска в Катайском районе области. Это впечатляющее земляное образование явно антропогенного происхождения являлось частью одного большого фортификационно го комплекса. По последним измерениям достигало в длину 1,8 км, имело высоту около 10 м, а ширину - до 30 м. Судить о масштабности поселения пока трудно, но судя по всему оно было и возле вала. Ландшафт состоит из множества курганов, частично раскопанных в начале прошлого века и раскиданных на протяжении 4-5 км. Очень много мелких курганчиков, только по предварительным оценкам их 300-400 штук. Как объясняют знающие люди, это военные погребения на скорую руку. Напрашивается мысль о крупном побоище. Непонятное чувство охватывает иногда людей в этом месте. Не страх, не тревога, а какое-то эйфорийное состояние... В 80-е годы ХХ века часть вала вывозили на поля как чернозём. В 2003 году на валу работала экспедиция из УрГУ с биофака, во главе с Г.И. Махолиной. Их удивил тот факт, что землю для сельскохозяйств енных нужд брали только поверхностную - гумусовый слой 40-50 см, она снята на протяжении 3-х километров с обеих сторон вала. В 2004 году появились новые вкопы в курганы и раскопы малых курганчиков - ямы 2 х 2 м и глубиной до 1,5 м. Это проделки "чёрных" копателей, которые, как известно, просто так не охотятся. И ещё: Черемисский вал под прямым углом упирается в небольшое плато высотой метров 30-40. У подножия внизу много раз пытались искать воду, бурили артезианские скважины, рыли колодцы. А воды всё нет! Тогда как на верху достаточно лишь копнуть на штык лопаты, и вода сразу же проступает... (Г.Морозов)
Источник: http://www.flighttoinfini.com/forum/250-2911-1
Цитировать
+5 #3 Автор 01.08.2013 08:10
Цитирую Николай:
Все это выдумка автора, выдает желаемое за действительное! В том районе вся местность неровная каждая кочка чудится курганом.

Первое. Мыслишки на мягком диване - это "придумки". Поиск на местности - это успех или неудача. Я сторонник поиска, а не "придумок".
Второе. Мелкие земляные насыпи, по определению К.В. Сальникова - "курганчики", возможно объекты мемориального характера, условные погребения.
В.Я. Толмачёв, также обратил внимание на странные холмики, и нанёс их на свою схему.
Третье. Протяжённость вала от Исети до Течи косвенно подтверждается старинными преданиями.
Юго-восточная оконечность вала у речки Мостовки распахана совсем недавно, но части вала сохранились в лесных массивах северо-западнее реки Течи.
Сегодня, некоторые всезнайки, могут подвергнуть сомнению былое существование растащенного Черемисского вала от реки Исети до точки "А", поскольку никаких следов "украденного" вала не наблюдается, а воры померли.
Цитировать
-5 #2 Николай 06.07.2013 14:27
Вал заканчивается в точке D, далее идут поля, затем местами колки леса в которых совершенно нет ни каких признаков вала, его там просто небыло. Какой идиотский труд был бы срывать вал на протяжении 7 км до реки Течи, когда у д. Черемисское сил не хватило срыть то что есть!
Цитировать
-7 #1 Николай 06.07.2013 14:18
Все это выдумка автора, выдает желаемое за действительное! В том районе вся местность неровная каждая кочка чудится курганом.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please paste a VALID AdSense code in AdSense Elite Module options before activating it.