Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В четвёртой части «Краткого списка...» позволю высказать своё мнение относительно характера памятников, их культурной принадлежности и датировки. Памятники обнаружены мною в Зауралье за последний десяток лет. Источником для предлагаемых гипотетических построений служат фрагменты керамики из поверхностных сборов. Керамика- убедительнейший вещественный источник, универсальный материал для определения этнокультурной принадлежности археологического памятника, времени его существования. Открытие белых пятен археологии нередко связано с полевой нумизматикой. Нежданные артефакты, найденные приборным путём, обычно указывают на наличие археологического памятника, кроме того, металлические вещи служат надёжным датирующим материалом. Для сравнительного анализа и предварительных выводов очень важна картина, степень археологической изученности Зауралья специалистами, и такая научная картина, сумбурная и туманная, стоит у меня перед глазами.

1.Река Пышма. Селище Пылаевское.

Selishe Pylaevskoe min
В конце 20-ых годов прошлого века, заведующий Камышловским музеем Александр Андреевич Наумов - тот самый Наумов, который сберёг от уничтожения, отстоял для науки и любознательной публики, полностью сохранившийся костяк громадного ископаемого оленя, у города Камышлова обнаружил древнее городище, а на озере Большие Аллаки - наскальные изображения, в газетной заметке сообщал, что в селе Ощепковском, основанном в 1646 году, сохранилось много вещей, в том числе деревянные жернова, сани, первичные сохи. В двух верстах от Ощепково, писал краевед, имеются распаханные курганы, на пашне найдены медный ковш и бронзовый топор. Одна из улиц села пролегает по древним могилам и так и называется - Могилятская, а на огороде найдены медные подвески, которые относятся, как считал профессор А.А. Спицын, к 13-ому веку. Большие курганы, писал А. Наумов, замечены около деревни Пылаевой...

Древней историей лесного Зауралья более полувека плодотворно занимается екатеринбургский археолог В.Д. Викторова. В советское время, в пышминском крае, у деревни Пылаевой, обнаружены городища и могильники эпохи средневековья. Памятники находятся по правому, коренному, возвышенному берегу реки Пышмы, по окраинам громадного лесного массива - Пышминского бора, возле озёр-стариц Чурилко, Кривого, Круглого и других.

Pylaevsky mogilnik min

Грунтовый могильник юдинского времени открыт и на левом берегу Пышмы, в самой деревне Пылаевой, на месте первой от реки улицы, избы которой сгорели при пожаре. В окрестностях Пылаевой и Ощепковой (ныне пос. Пышма) в 2008-2009 годах я осмотрел ранее открытые памятники, на которых проводились правильные раскопки. Ни больших, ни маленьких курганов у Пылаевой мною не было замечено: может я «не в ту сторону» смотрел. Между тем, старожилы Пылаевой поведали мне, что приезжие учёные невдалеке от деревни Кочёвки копали старые могилы, и в одной могиле нашли железную кольчугу, что их деревня названа по прозвищу первого поселенца - Пылая, который имел на голове копну огненно-рыжих волос и был виден за версту.

В деревне, при царе-батюшке, стояла часовня, кузница. Народ был зажиточный, но после революции, после раскулачивания, люди разбежались кто куда, многие перебрались жить в Ощепково. По окраине Пылаевой проходила торговая дорога, и не так давно приборным поиском на забытой дороге найдены редкие монеты 18-19-го веков. Оказывается, что территория некогда уникального Пышминского бора, богатого зверем и птицей, кормившего десятки поколений людей, в 1957 году подверглась воздействию восточно-уральского радиоактивного следа, а в болотца лесной зоны, в глухие ночи, с вертолёта сбрасывают контейнеры с «вредными» отходами. К сильному обмелению реки Пышмы и её притоков привела безумная порубка лесов. По мосту, через Пышму, вглубь бора, на лесные делянки, уходила железная дорога. Под занавес горбачёвского правления ни рельсов, ни шпал от железной дороги не осталось - всё умыкнул обнищавший, ограбленный народ.

Тайную мечту вынашивают местные мужики: сообща, артелью купить добрый металлоискатель и отыскать-таки заветный дорогостоящий медный кабель, некогда проложенный вдоль бывшей ж. д. ...

Pyshma

Иногда визуально определить тип археологического памятника не просто. Вероятно, найденный мною памятник, является «селищем». Долина реки Пышмы в этом месте широкая, разделена руслом реки и правой протокой. Селище расположено на коренном берегу Пышмы, на правой протоке, в 1 километре от деревни Пылаевой. Берег ровный, шестиметровой высоты. В одном месте к реке подходит небольшой лог, от которого по берегу, параллельно реке, в два ряда тянутся девять, овальной формы ям диаметром 2-2,5 м и глубиной от 0,3 до 0,5 м. На территории поселения подняты фрагменты керамики макушинского этапа юдинской археологической культуры (10-13 вв.). Считается, что юдинская культура генетически связана с современными манси, точно так же, как предками русского народа являются восточные славяне.

Вообще, в течение тысячелетий, живя законсервированной жизнью, вдали от страстей цивилизации, кушая лосятину, медвежатину, оленину, сушёную и вяленую рыбу, витаминные ягоды, жуя смолу лиственницы, чтобы не потерять естественные зубы, кутаясь в собольи меха, древние уральцы - предки хантов и манси многого не знали. Не знали они и понятия «семья». Коротали век в полуземлянках, окопав жильё с десятком домочадцев глубоким рвом (земляной вал сам получался), оберегая женщин от умыкания, цепких рук притаившихся чужаков. Не хотелось терять и высушенные лисьи и горностаевые шкурки. Хозяином городища был «домовой коллектив», состоявший из брачных пар, кои вели совместное хозяйство. На чужую промысловую территорию не показывались. Всё добытое делили поровну. Несколько близлежащих городищ - филиальных локаций составляли посёлок - филиал тотемной общности, имевшей навечно собственное имя. Общности входили в одно из двух братств.

Комментарии   

+6 #4 Бушуев Михаил 05.08.2013 09:54
Добавлю и я от себя по теме: ЧЕРЕМИССКИЙ ВАЛ. Практически неисследованный памятник археологии начала нашего века (точной датировки не существует), находящийся за деревенькой Черемиска в Катайском районе области. Это впечатляющее земляное образование явно антропогенного происхождения являлось частью одного большого фортификационно го комплекса. По последним измерениям достигало в длину 1,8 км, имело высоту около 10 м, а ширину - до 30 м. Судить о масштабности поселения пока трудно, но судя по всему оно было и возле вала. Ландшафт состоит из множества курганов, частично раскопанных в начале прошлого века и раскиданных на протяжении 4-5 км. Очень много мелких курганчиков, только по предварительным оценкам их 300-400 штук. Как объясняют знающие люди, это военные погребения на скорую руку. Напрашивается мысль о крупном побоище. Непонятное чувство охватывает иногда людей в этом месте. Не страх, не тревога, а какое-то эйфорийное состояние... В 80-е годы ХХ века часть вала вывозили на поля как чернозём. В 2003 году на валу работала экспедиция из УрГУ с биофака, во главе с Г.И. Махолиной. Их удивил тот факт, что землю для сельскохозяйств енных нужд брали только поверхностную - гумусовый слой 40-50 см, она снята на протяжении 3-х километров с обеих сторон вала. В 2004 году появились новые вкопы в курганы и раскопы малых курганчиков - ямы 2 х 2 м и глубиной до 1,5 м. Это проделки "чёрных" копателей, которые, как известно, просто так не охотятся. И ещё: Черемисский вал под прямым углом упирается в небольшое плато высотой метров 30-40. У подножия внизу много раз пытались искать воду, бурили артезианские скважины, рыли колодцы. А воды всё нет! Тогда как на верху достаточно лишь копнуть на штык лопаты, и вода сразу же проступает... (Г.Морозов)
Источник: http://www.flighttoinfini.com/forum/250-2911-1
Цитировать
+5 #3 Автор 01.08.2013 08:10
Цитирую Николай:
Все это выдумка автора, выдает желаемое за действительное! В том районе вся местность неровная каждая кочка чудится курганом.

Первое. Мыслишки на мягком диване - это "придумки". Поиск на местности - это успех или неудача. Я сторонник поиска, а не "придумок".
Второе. Мелкие земляные насыпи, по определению К.В. Сальникова - "курганчики", возможно объекты мемориального характера, условные погребения.
В.Я. Толмачёв, также обратил внимание на странные холмики, и нанёс их на свою схему.
Третье. Протяжённость вала от Исети до Течи косвенно подтверждается старинными преданиями.
Юго-восточная оконечность вала у речки Мостовки распахана совсем недавно, но части вала сохранились в лесных массивах северо-западнее реки Течи.
Сегодня, некоторые всезнайки, могут подвергнуть сомнению былое существование растащенного Черемисского вала от реки Исети до точки "А", поскольку никаких следов "украденного" вала не наблюдается, а воры померли.
Цитировать
-5 #2 Николай 06.07.2013 14:27
Вал заканчивается в точке D, далее идут поля, затем местами колки леса в которых совершенно нет ни каких признаков вала, его там просто небыло. Какой идиотский труд был бы срывать вал на протяжении 7 км до реки Течи, когда у д. Черемисское сил не хватило срыть то что есть!
Цитировать
-7 #1 Николай 06.07.2013 14:18
Все это выдумка автора, выдает желаемое за действительное! В том районе вся местность неровная каждая кочка чудится курганом.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить